Войти

Регистрация купли-продажи через МФЦ: пошаговая инструкция и преимущества

Квартира-студия, Яндекс Недвижимость

Чтобы продать недвижимость, поставить подпись под договором недостаточно. Нужно официально зафиксировать переход права собственности в Росреестре. Но не стоит пугаться, что придётся отстоять огромную очередь и один на один столкнуться с классическими чиновниками-бюрократами. Зарегистрировать договор купли-продажи квартиры можно через МФЦ — это самый простой вариант для большинства россиян. Рассказываем, как проходит регистрация, какие документы потребуются и сколько придётся ждать. 

Предварительная подготовка 

Многофункциональные центры, которые можно найти в любом уголке страны, помогают гражданам сотрудничать с разными государственными инстанциями. Фактически сотрудники МФЦ сдают документы, переправляют их в нужные органы и получают готовые. Но чтобы обращаться в центр, нужно предварительно подготовиться.

  1. Составить договор купли-продажи. Простой договор можно распечатать и заполнить самостоятельно, а для более сложных случаев лучше воспользоваться помощью специалистов. Например, обратиться к юристу, нотариусу или запросить составление договора в самом МФЦ. Стоимость варьируется от 1500 до 2500 рублей в зависимости от количества объектов недвижимости и других обстоятельств (рассрочка, долевое участие, использование маткапитала, жилищного сертификата и т.д.).
  2. Проверить квартиру. Перед сделкой нужно убедиться, что все проживающие в квартире выписались и не оставили после себя долгов по коммунальным услугам. Хотя долги не препятствуют заключению сделки и её регистрации, впоследствии у нового владельца жилплощади могут быть проблемы. Покупатель обязательно должен требовать, чтобы продавец погасил все задолженности до подписания договора купли-продажи или предоставил скидку на сумму долгов.
  3. Решить вопрос с оплатой. Перед регистрацией специалист МФЦ обязательно спросит, улажены ли финансовые вопросы. Если деньги передаются наличными, это можно сделать прямо в отделении в момент подписания договора. Если стороны выбрали безналичный путь, то лучше использовать банковскую ячейку или аккредитив.

Пошаговая инструкция

Алгоритм действий при регистрации перехода права собственности через МФЦ довольно прост. Вот пошаговый алгоритм для собственника и покупателя квартиры.

  1. Выбор даты посещения МФЦ. Конечно, можно прийти в центр без записи и в порядке живой очереди ждать, когда освободится нужный специалист. Но лучше и удобнее записаться заранее. Это можно сделать лично, посетив МФЦ, по телефону или онлайн через портал «Госуслуги».
  2. Посещение МФЦ. В назначенный день и время собственник и покупатель приходят в многофункциональный центр. Приходить обязательно нужно вместе, иначе заявление не примут. С собой необходимо принести полный пакет документов. Сотрудник выдаст два бланка заявления: одно — для продавца, другое — для покупателя. После их заполнения специалист МФЦ заберёт документы или сделает их скан-копии и выпишет расписку. По регистрационному номеру расписки можно будет отслеживать статус документов.  
  3. Уплата государственной пошлины. Если все документы в порядке, сотрудник центра выпишет квитанцию на уплату госпошлины. Её можно оплатить прямо там — рабочие места специалистов МФЦ оборудованы платёжными терминалами для безналичной оплаты. Но при желании можно воспользоваться банкоматом или оплатить пошлину в ближайшем банке. Квитанция выписывается на имя покупателя. 
  4. Получение готовых документов. После регистрации перехода права собственности в Росреестре пакет документов возвращается в МФЦ. Оттуда уже бывший и нынешний собственник квартиры могут их забрать. Для этого при себе нужно иметь расписку.  

Сроки и стоимость регистрации через МФЦ

При обращении в МФЦ не нужно бояться размытых сроков и длительного ожидания — всё продумано и определено на законодательном уровне. Сотрудникам центра выделяется ровно 9 дней на то, чтобы:

  • получить пакет документов;
  • передать его в Росреестр;
  • дождаться готовности выписки из ЕГРП;
  • передать выписку и зарегистрированные договора купли-продажи участникам сделки.

Отсчет срока начинается на следующий день после подачи заявления в МФЦ. Но нужно учитывать, что в расчёт берутся только рабочие дни, а выходные и праздничные не считаются. Поэтому реальный срок регистрации договора купли-продажи квартиры в МФЦ — приблизительно 11 дней. 

Что касается стоимости регистрации, то оплачивается только государственная пошлина. Она установлена в твёрдой сумме, размер определяется Налоговым кодексом РФ. В 2023 году размер госпошлины составляет:

  • 2000 рублей — за регистрацию права собственности на объект недвижимости (квартира, частный дом);
  • 350 рублей — за регистрацию земельного участка.

Обязанность уплаты госпошлины возлагается на покупателя, так как именно ему переходит право собственности. Но по обоюдной договорённости стороны сделки могут разделить этот платёж пополам. 

Документы

Регистрация договора купли-продажи недвижимости в МФЦ проходит быстро и не требует никаких дополнительных манипуляций, но только в том случае, если стороны сделки предоставили полный пакет документов. Итак, что нужно взять с собой:

  • паспорта;
  • документ, подтверждающий, что квартира действительно принадлежит продавцу — выписку из ЕГРН или свидетельство о праве собственности;
  • договор купли-продажи: потребуется 3 экземпляра — один для продавца, второй для покупателя, а третий останется в Росреестре;
  • все документы по квартире, которые есть у продавца (технический и кадастровый паспорт, выписка из домовой книги).

Это базовый перечень, он может расширяться в зависимости от ситуации. 

Пример: Александр продал свою однокомнатную квартиру Григорию. В назначенный день они пришли в МФЦ, чтобы зарегистрировать сделку. Но, проверяя паспорт, сотрудник центра обратил внимание, что Александр женат. В пакете документов не было свидетельства о браке и согласия жены Александра на продажу квартиры. Поэтому сотрудник МФЦ не принял документы, а Александр отправился вместе с женой к нотариусу, чтобы оформить согласие. 

Полный перечень документов для каждого конкретного случая лучше предварительно уточнить у сотрудников МФЦ — через поддержку сайта или по телефону.

Плюсы и минусы регистрации через МФЦ

Чтобы зарегистрировать сделку купли-продажи в МФЦ, предварительно рекомендуем ознакомиться с плюсами и минусами такого варианта.

Преимущества

  • Главный плюс — нет необходимости обивать пороги Росреестра и сидеть в очередях. Можно выбрать удобное для себя время, прийти на приём и передать менеджерам всё необходимое для регистрации перехода права собственности. 
  • Пакет документов проверяет и принимает опытный сотрудник, который сразу выявляет ошибки или нехватку нужных бумаг. А значит, вероятность получить отказ от Росреестра снижается практически до нуля.
  • Бланк заявления, который подаётся от имени собственника и покупателя, зачастую заполняет сам сотрудник МФЦ, а стороны сделки лишь проверяют личные данные и ставят подписи. Служащий центра проверит правильность всех заполненных бумаг и не допустит подачи документа с ошибками.
  • После подачи документов их движение можно отслеживать через сайт многофункционального центра.

Есть два обстоятельства, на которые нужно обратить внимание:

  1. Сотрудники центра не дают правовую оценку документам и не проверяют чистоту сделки. Они лишь проверяют наличие всех необходимых документов по списку и правильность их заполнения. Например, специалист посмотрит, что договор купли-продажи есть в наличии в нужном количестве, но вчитываться в текст и проверять содержание не станет. 
  2. Срок регистрации перехода права собственности через МФЦ чуть дольше, чем при непосредственном обращении в Росреестр. Обычно разница составляет 3-5 дней, это обусловлено тем, что МФЦ — посредник, и дополнительное время необходимо на передачу документов в Росреестр и обратно.
Бесплатный подбор новостройки
Мы знаем о них всё. Предложим вариант под ваши пожелания и бюджет всего за один звонок. Расскажем об акциях и льготных ставках по ипотеке.

Приостановка или отказ в регистрации права собственности

Обращение в МФЦ не всегда заканчивается получением зарегистрированного договора купли-продажи и свежей выписки из ЕГРН с данными нового владельца. Иногда процедура приостанавливается, а иногда заявители вовсе могут получить отказ. Но сотрудники всегда поясняют причину, которых может быть несколько.

  1. Неполный пакет документов.
  2. Ошибки в справках, выписках или других бумагах.
  3. На недвижимости есть обременения.
  4. Квартира находится в собственности у ребёнка или недееспособного человека.
  5. Долевая собственность. 

Пример: Алексей продаёт полдома, но по документам его жилплощадь — не отдельный объект, а доля целого дома, хотя собственники половин не родственники и приобретали недвижимость в разное время. Алексей нашёл покупателя и обратился в МФЦ за консультацией. Ему объяснили, что продажа доли осуществляется только через нотариуса, который сам составляет договор, следит за его подписанием и направляет документы на регистрацию в Росреестр.

Коротко о главном

Сотрудники центров отличаются особой вежливостью и достаточной выдержкой, поэтому всё тщательно разъясняют и помогают решать поставленные задачи. Благодаря этому регистрация сделки купли-продажи через МФЦ обычно проходит проще, чем при прямом обращении в Росреестр. Главное — договориться со второй стороной о дате визита и собрать все документы для регистрации.

Подпишись на наш телеграм-канал!
Комменты (1)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти
volf27.esanova
Яндекс, двигайте этот сервис. Молодёжь же ничего в этом не понимает. А тут прям взрослый для взрослогл