Войти

Как выписать из квартиры умершего человека: инструкция для родственников

Обновлено 16.04.2024

Новость о смерти человека — серьёзное эмоциональное потрясение для его близких. Потребуется немало времени, чтобы осознать потерю и принять новую действительность. И если хлопоты, сопутствующие похоронам, неизбежны, о менее очевидных организационных моментах родные попросту не в состоянии задуматься. Даже если это срочно и важно. Один из таких вопросов — как выписать из квартиры умершего человека и зачем это нужно.

Привычные слова «прописать» или «выписать» — разговорные термины. Юридически они звучат иначе — «постановка на регистрационный учёт» и «снятие с регистрационного учёта». Регистрационный учёт может быть постоянным и временным. В статье мы подробно разберём, как снять умершего человека с постоянного регистрационного учёта — того, что указан в паспорте.

Нужно ли выписывать умершего человека из квартиры

Закона, по которому вы обязаны снять умершего с регистрационного учёта, в РФ не предусмотрено. Но сделать это в ваших интересах, особенно если умерший пользовался льготами при оплате жилья — как инвалид или ветеран. Желательно это сделать в течение месяца-двух.

Почему важно снять умершего с регистрационного учёта:

  • Вы сможете быстрее продать квартиру, если возникнет такая необходимость — когда на жилплощади никто не зарегистрирован, сделка проходит проще. В большинстве случаев покупатели требуют предоставить выписку из домовой книги. Она служит доказательством, что все жильцы сняты с регистрационного учёта. Иногда в договоре купли-продажи стороны указывают срок, в течение которого зарегистрированные люди обязаны выписаться из квартиры. Если есть прописанный умерший, заключение сделки может затянуться. 
  • Вы сможете приватизировать квартиру — для приватизации требуется согласие всех зарегистрированных жильцов.
  • Если на умершего были оформлены льготы по коммунальным платежам, своевременная выписка умершего из квартиры избавит вас от необходимости платить штраф за незаконное использование льгот. Согласно ст. 159.2 УК РФ, сумма штрафа за мошенничество может достигать 120 000 руб. Кроме того, придётся вернуть сэкономленные деньги.
  • Вы не будете платить лишние коммунальные платежи — например, за вывоз мусора. Это будет уместно при условии, если коммуналка рассчитывается, исходя из количества проживающих в квартире. Особенно, если в ней не установлены счётчики.
  • Если не затягивать с выпиской умершего, родственникам не придётся переплачивать за его долги по коммунальным услугам. По закону вместе с имуществом наследникам придётся также отвечать по долгам покойного, а время открытия наследства наступает только через полгода со дня смерти. Получается, за этот период коммунальные платежи продолжат начисляться, а долг — увеличиваться. Вместе с тем выписать покойного наследодателя можно сразу после его кончины.

Кто может снять умершего с регистрационного учёта

Чаще всего выпиской занимаются родственники, наследники или собственник жилья. Но по факту заявление может написать кто угодно — главное, чтобы обратившийся по вопросу выписки человек предъявил необходимые документы.

Какие документы нужны, чтобы выписать умершего человека из квартиры

Выписка умершего из квартиры происходит на основании следующих документов:

  • гербовое свидетельство о смерти;
  • заявление (обычно бланк предоставляют в ЗАГСе или МФЦ);
  • паспорт заявителя.

Что такое свидетельство о смерти и где его получить

Медицинское свидетельство о смерти по форме 106/у-08 — это бланк строгой отчётности, его выдаёт медучреждение, в котором врачи установили факт смерти, в нём же указана причина смерти. Корешок бланка остаётся в организации. Документ может понадобиться для кремации, социального захоронения, транспортировки тела за пределы РФ и для получения гербового свидетельства о смерти.

Гербовое свидетельство о смерти выдается в ЗАГСе, МФЦ или онлайн на Госуслугах. Для его получения понадобятся:

  • медицинское свидетельство;
  • паспорт умершего;
  • паспорт заявителя;
  • заявление.

По закону, на оформление документа отводится 3 дня, но в ЗАГСе обычно выдают его в день обращения. Такое свидетельство понадобится для организации похорон, вступления в наследство, оформления опекунства, получения компенсации за похороны. С помощью гербового свидетельства о смерти оформляют снятие умершего с регистрационного учёта и другие юридические процедуры. По сути, это главный документ для совершения дальнейших действий. 

Выбрать отделение ЗАГСа для получения документа можно по месту прописки умершего или по месту выдачи медицинского свидетельства о смерти. Обратите внимание, что при заказе на Госуслугах получать документ придётся лично в выбранном отделении ЗАГСа.

Справку о смерти по ф.11 выдают вместе с гербовым свидетельством в том же ЗАГСе  — она нужна только для получения компенсации за похороны.

Если гражданин РФ с действующей российской пропиской скончался за границей, надо взять медицинское заключение о его смерти и обратиться в посольство. В зависимости от ситуации сотрудники либо выдадут свидетельство о смерти, либо подскажут, в какое учреждение нужно обратиться за свидетельством иностранного образца. В последнем случае дополнительно может понадобиться процедура легализации — документ нужно будет перевести и заверить апостилем.

Срок оформления документа законом не предусмотрен, но лучше не затягивать с этим вопросом — это в интересах родственников. Оплачивать получение свидетельства не нужно.

Кто получает свидетельство о смерти

Обычно после смерти свидетельство выдают родственнику, который будет заниматься похоронами. Но случается, что близкие не могут приехать или их не удалось разыскать, чтобы сообщить о смерти родственника. Тогда возникает вопрос — кто хоронит и куда попадают документы.

  1. В ситуации, когда человек умер в другом регионе России, а близких рядом не оказалось, порядок действий определяет закон 8-ФЗ от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле». Тело может находиться в морге до 14 дней, в это время сотрудники полиции устанавливают личность и ищут близких покойного. Две недели — чаще всего достаточный срок, чтобы убедиться — человек действительно одинок, а не поссорился с родными или уехал по работе в командировку. Если поиски родственников оказались безуспешными, захоронение проводит городская ритуальная служба населённого пункта района, в котором человек умер. Свидетельство о смерти хранится в ритуальной службе в течение двух лет, затем его передают в ЗАГС.
  2. Если человек умер в тюрьме или колонии, свидетельство о смерти получит начальник исправительного учреждения.
  3. В случае смерти военнослужащего свидетельство о смерти выдают командиру воинской части.
  4. Если человек умер без документов и никто не смог опознать его, свидетельство о смерти останется в органах внутренних дел, которые проводили расследование.

Как выписать из квартиры умершего родственника, если нет свидетельства о смерти

Для снятия с регистрационного учёта умершего нужно подтверждение его кончины. Если известно, в каком ЗАГСе есть соответствующая запись и родственник оформляет выписку через МФЦ, физически дубликат свидетельства заказывать не нужно. Достаточно сообщить сотрудникам МФЦ, куда направить запрос для подтверждения факта смерти. В остальных случаях свидетельство о смерти необходимо.

Если свидетельство было утеряно, по закону 143-ФЗ от 15.11.97 г. «Об актах гражданского состояния» можно заказать в ЗАГСе дубликат. Для этого понадобятся: 

  • свой паспорт;
  • документ, подтверждающий родство с умершим;
  • заявление;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 350 руб. (при оплате на Госуслугах — 245 руб.).

При личном визите дубликат выдают в день обращения, при направлении письменного запроса — в течение месяца.

Если человек пропал без вести и свидетельства нет, но есть основания считать, что он умер, родственнику нужно обратиться в суд — судебное решение можно использовать как основание для получения гербового свидетельства о смерти. Согласно ст. 45 ГК РФ, суд объявляет человека умершим, когда о нём нет никаких сведений в течение пяти лет. А если обстоятельства, при которых он пропал, угрожали жизни, срок сокращается до двух лет.

Как и где выписать умершего человека из квартиры

Ведением регистрационного учёта занимаются подразделения миграции органов МВД. Документы можно подать напрямую или через другие организации.

Снять человека с учёта по причине смерти можно в следующих инстанциях:

  1. Непосредственно в МВД. Точный адрес подразделения, в которое нужно обратиться, можно посмотреть на сайте МВД. Предварительно лучше позвонить и уточнить, нужно ли записываться на приём. В противном случае велика вероятность, что заявителю придётся долго ждать своей очереди.
    Отметим: нельзя выписать человека через паспортный стол или ФМС. Паспортных столов самостоятельных, вне МВД, просто не существует. Есть отделы по вопросам миграции (ОВМ) МВД, которые регистрируют людей по месту жительства, выписывают их, выдают паспорта.
    А ФМС как службу ликвидировали в 2016 году, передав её функции Главному управлению по вопросам миграции МВД. 
  2. В некоторых отделениях МФЦ.
  3. В управляющей компании или ТСЖ по месту прописки, если он есть.
  4. В местной администрации, если речь идёт о муниципальном жилье.

Важный момент: в настоящее время на Госуслугах невозможно снять умершего человека с регистрационного учёта. Такая функция доступна только для живых людей.

Услугу по снятию с учёта должны оказать в течение трёх дней с момента подачи пакета документов.

Как выписать умершего человека из муниципальной или коммунальной квартиры

Муниципальная квартира — это неприватизированное жильё, оно находится в государственной собственности. Процедура выписки умершего из неприватизированного жилья стандартная.

Снятие с регистрационного учёта в муниципальной квартире отличается только в ситуации, если покойный был ответственным квартиросъёмщиком и договор социального найма помещения был оформлен на него. В этом случае одновременно с выпиской любой из прописанных в той же муниципальной квартире должен заключить новый договор соцнайма. Если на момент смерти в квартире больше никто не был прописан, администрация будет использовать квартиру по собственному усмотрению, никакие родственники не могут на неё претендовать.

В случае, если умерший проживал в коммунальной квартире, процедура проходит по стандартной схеме, то есть любой из жильцов может инициировать выписку покойного соседа. Согласия всех зарегистрированных лиц для этого не требуется.

Куда обращаться после выписки

После того, как покойный выписан из квартиры, можно заниматься продажей квартиры или оформлением приватизации. Остаётся вопрос коммунальных платежей, который можно решать параллельно.

Данные учёта не попадают автоматически из МВД в организации, которые предоставляют коммунальные услуги. Исключением может быть ситуация, когда снятие умершего с регистрационного учёта происходило через ТСЖ или управляющую компанию. Но и здесь всё зависит от конкретной ситуации — часто оказывается, что в одних квитанциях количество жильцов исправили, а в других коммуналку начисляют по старым данным. 

Если есть платежи, которые зависят от количества проживающих, либо если умерший был льготником по коммунальным услугам, после выписки нужно совершить ещё несколько действий. Первым делом придётся обратиться непосредственно в организации, которые присылают соответствующие квитанции — управляющую компанию, водоканал, электросети, газовую службу, компанию по сбору бытовых отходов и т.п. Они внесут корректировки во внутреннюю базу данных, после чего квитанции будут актуализированы. Если понадобится, организации сделают перерасчёт по начисленным платежам.

Как подтвердить, что человека выписали

Убедиться, что умершего человека выписали, можно тремя способами:

  • для собственного спокойствия достаточно проверить начисления за коммунальные услуги, в которых отражено количество проживающих в квартире;
  • если нужно официальное подтверждение — например, для покупателя квартиры — можно заказать в МФЦ, МВД, ТСЖ, управляющей компании или на Госуслугах справку о составе семьи (форма 9). В ней будет отражено количество проживающих по указанному адресу. Госпошлину платить не нужно. Официальный срок оформления справки 3-5 дней, но в управляющей компании или ТСЖ документ обычно выдают сразу.
  • в выписке из домовой книги также отражается информация о количестве прописанных в квартире. Её можно получить в управляющей компании, ТСЖ или ЖКУ. 

Подводим итоги — как выписать человека из квартиры посмертно

Выписка из квартиры умершего не регулируется законодательством, но это действие прежде всего в интересах собственников жилья.

  1. После установления смерти и получения медицинского свидетельства нужно обратиться в ЗАГС за гербовым свидетельством в ближайшие дни.
  2. Когда окончатся хлопоты с похоронами, родственник должен заполнить заявление в МФЦ или МВД о снятии умершего с регистрационного учёта.
  3. Также нужно сообщить о смерти человека в управляющую компанию и коммунальные службы, чтобы получать актуальные квитанции.

Фотография на обложке: Фотобанк Moscow-Live (Flickr)

Подпишись на наш телеграм-канал!
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти