Когда душа ноет от скуки по любимой бабушкиной даче, на помощь приходят они — креаторы. Соединить жизнь в городе с милой сердцу природой удалось Дарье и Артуру. В 2022 году пара открыла студию Bog Art, где создаются произведения искусства — эксклюзивные пушистые ковры, некоторые из которых визуально неотличимы от настоящего лесного мха. Мы поговорили с ребятами о значимости природы, о том, зачем нужны ковры в современном интерьере, и почему тратить деньги на полезный декор — это правильно.
Болотное искусство — о ценности природы
О ковровой студии мы с мужем задумывались ещё пару лет назад, когда начинался настоящий бум на тафтинговые ковры. Но единой концепции тогда придумать не удалось, а заниматься тем, чем занимались все, не хотелось.
Идею отложили в долгий ящик, а когда появилась возможность — закупили оборудование и устроили «мозговой штурм» по поводу главного замысла бренда. Тогда мы очень вдохновились направлением «гоблинкор», пропагандирующим близость человека с природой. Решили черпать силы и идеи не просто из окружающей красоты, скрытой в цветах, деревьях и траве, но и в болотистых мхах. Из них и возникло название нашего бренда, Bog Art — это буквально «болотное искусство». К тому же нас повеселило созвучие названия с существом из вселенной Гарри Поттера (магглы не поймут).
Bog Art — это не просто про уют в доме. Это про единение человека с природой. Даже если сейчас этот человек находится вдали от земли, живёт, окружённый бетоном и машинами большого города, ему всё равно важно помнить об окружающем всех нас мире природы — и, конечно, ценить его.
Ковёр — это про красоту и практичность
В определённое время ковры в России стали символом застоя и начали ассоциироваться с теми облезлыми, большими полотнами, которые висели у бабушки с дедушкой над кроватью. Но даже в них было что-то притягательное: вспомните, ведь многие из нас водили пальцами по узорам, когда не могли уснуть?
Время шло, появлялось всё больше новых техник и вариантов дизайна ковров. Такой предмет декора — отличный способ придать комнате уюта и добавить ярких контрастных оттенков. И при этом всём есть у ковра и практическая функция — греть ноги, когда, например, вы сидите на диване или за компьютером.
О создании ковров
В процессе изготовления изделие проходит множество этапов. Сначала создаётся электронный эскиз с подбором оттенков пряжи в реальной жизни (сложность здесь в том, чтобы найти нужный конкретный оттенок — это отдельная трагедия нашего дела). Затем в мастерской собирается деревянная рама с гвоздями, на которую плотно натягивается специальная тафтинговая ткань.
С помощью проектора эскиз переводится на эту ткань, и начинается самое интересное — забивка ворса. Основную часть ковра мы производим с помощью тафтингового пистолета, а мелкие, объёмные детали и торчащие отдельные травинки создаются вручную — иглой.
После этого необходимо проклеить весь ворс с изнаночной стороны гидроизоляцией и оставить высыхать примерно на сутки. Так пряжа с тканью станет единым целым, и отдельные ворсинки перестанут выпадать. Потом ткань с ковром снимается с рамы и вырезается по контуру. С помощью аэрозольного клея мы соединяем ковёр с изнаночной стороной (для неё используем фетр). И всё — остаётся обрезать лишний материал и выстричь все необходимые рельефы ножницами или специальной машинкой.
О команде
Наша мастерская состоит из двух человек, на каждом из которых лежит ответственность за свою определённую сферу работы. Артур — художник и создатель проекта. Он рисует эскизы, строит рамы для ковров, забивает ворс с помощью тафтингового пистолета и ковровой иглы, проклеивает обратную сторону и полностью отвечает за производственный этап.
Я занимаюсь закупкой материалов, созданием фото и видео, ведением соцсетей, отправкой посылок, связью с заказчиками и продвижением бренда.
Конечно, мы помогаем друг другу и стараемся работать, объединяя усилия. Но нам было важно сразу чётко разграничить обязанности, чтобы не возникало сложных ситуаций внутри команды.
Всё из детства
Художниками не рождаются после двадцати. Артур рисовал с самого детства и до сих пор остаётся любителем направления граффити. При этом его привлекают необычные фактуры мха и плесени, поэтому он понимает, как придать ковру реалистичность и при этом сохранить эстетически красивый вид.
А у меня есть второе направление деятельности — авторские текстильные куклы, которыми я серьёзно занимаюсь уже около десяти лет. Помимо схожести фактур тканей и пряжи, на кукольном деле я опробовала множество способов продвижения, которые помогают мне в развитии наших социальных сетей сейчас.
Нам близко творчество и его самые различные проявления, поэтому создание собственной ковровой студии — это скорее закономерность, чем совпадение.
Трудности производства
Первым мшистым созданием был «Осенний лес» — это небольшой ковёр с песочно-коричневыми оттенками, который ушёл за 9500 рублей. Ещё в процессе работы мы поняли, что эскиз слишком далёк от концепции мшистых ковров: нужно было искать больше зелёной пряжи разных оттенков. И проблема заказа материалов актуальна вплоть до настоящего времени: их очень мало.
Помимо этого, сложностей было достаточно: то фетр привезли мятый, и мы долгое время не могли понять, как с ним работать, то тафтинговый пистолет заедал, и его приходилось самостоятельно чинить, то клей слишком долго сох — приходилось искать другой для ускорения работы… Всего не перечислить.
Ковровое мастерство — это действительно тяжёлый процесс производства, но результат того стоит. Смотришь на новый коврик, трогаешь его — и все проблемы кажутся уже не такими серьёзными.
О сложном и любимом
Наше первое изделие на заказ по закону подлости вышло огромным и трудным — это был ковёр 200х100 см. Представьте: для него нам пришлось закупать дерево и собирать отдельную раму, которая еле влезла в нашу крошечную мастерскую!
После долгой забивки ворса обнаружилось, что один островок оказался заполнен двумя разными оттенками пряжи (так бывает, что в разных партиях один и тот же цвет может немного отличаться). Согласовав с заказчицей, мы решили сделать разграничение этих оттенков вырезкой контура, тем самым просто внеся изменения в эскиз.
Когда мы уже приклеивали фетр, оказалось, что ковёр растянулся после забивки — пришлось немного подрезать его края. Приклеивать было тяжко: сам ковёр нелёгкий, переворачивать его даже вдвоём было сложно. Но мы справились, и заказчица оказалась довольна. За эту работу мы взяли 20 000 рублей и на самом деле сильно прогадали со стоимостью. Сейчас подобный размер будет стоить в 1,5-2 раза дороже — как минимум, чтобы окупить все затраты по материалам и времени.
Самым любимым ковром на данный момент является работа под названием «Сибирь». Я просто обожаю получившийся подбор натуральных оттенков пряжи, разные текстуры, рельефы и неровные края, которые как бы говорят о несовершенстве и красоте природы. Этот ковёр, на мой взгляд, и есть символ нашего бренда.
«Сибирь»
О ценообразовании
Стоимость ковров может сильно различаться в зависимости от нескольких факторов: размер, сложность эскиза, количество ручной работы иглой, стоимость конкретных материалов и скорость выполнения заказа. Помимо этого, стоит помнить о регулярных тратах, которые входят в стоимость изделий: обслуживание оборудования, коммунальные платежи, заработная плата, отправка посылок и расходы на продвижение бренда.
Чтобы у каждого была возможность поселить кусочек леса в свой дом, мы стараемся держать несколько изделий в наличии разной ценовой категории. Подставки под кружку стоят по 1200 рублей, средние коврики до одного квадратного метра — 10 000-15 000, а большие ковры размером 150х100 см будут стоить 20 000-25 000 рублей.
Ковры, выполненные эксклюзивно по идее заказчика или благодаря нашему полёту фантазии, — это что-то, что действительно сближает человека с природой. Наши ковры напоминают всем, как важно не отдаляться от мира, а быть к нему ближе: природа всегда помогала человеку прийти в себя, успокоиться и расслабиться. Наши ковры напоминают об этом и воодушевляют. Даже живя в бетонной квартире, человек, имеющий в интерьере такой ковёр, будет чувствовать себя чуточку лучше — будто всегда может попасть в лес, где тихо, спокойно и очень хорошо.
Фотографии героев статьи