Один из первых квестов, которые встречаются на пути человека, переезжающего в столицу из регионов, — поиск подходящего жилья. Доступные варианты часто находятся где-то на окраине, а квартиры в более-менее центральных районах стоят как ракеты. И даже если помещение не ремонтировалось с прошлого века, это не мешает собственникам выставлять огромные суммы в качестве стоимости аренды квартиры за одно только расположение дома.
Однако героине нашей новой истории удалось снять комнату в ЦАО прямо на Кремлёвской набережной, причём за очень небольшую сумму. И всё вроде бы здорово, но на практике оказалось, что жизнь в самом центре города сопряжена с существенными минусами, которые сильно усложняют жизнь. Рассказываем, каково это — жить в настоящей коммунальной квартире в самом сердце столицы.
«В Москву я переезжала на учёбу. Поступила в Высшую школу экономики — от университета мне предложили заселиться в общежитие в Одинцово. Но корпус, где мне предстояло учиться, находится в центре города. После 18 лет жизни в небольшом городе казалось (и до сих пор кажется), что это очень далеко. Чтобы выехать из Одинцово в Москву, нужно сначала добраться до железнодорожной станции на автобусе, затем долго ехать на электричке до метро, и оттуда уже как-то добираться до Китай-города. Неудобный вариант для жизни, с этим сложно спорить. Поэтому мы с родителями всё обсудили и решили, что будем искать альтернативу более-менее в центре — квартиру или комнату в ЦАО. Или хотя бы недалеко от него.
Честно говоря, я уже не вспомню, как имено мы вышли на эту квартиру, в которой я сейчас и живу. Кажется, через агентство или знакомых. Но нашли очень быстро, буквально за сутки. Посмотрели на фотографии, пробежались по карте и решили, что это оптимальный вариант по всем фронтам: и по расположению, и по цене.
Дом в Лебяжьем переулке, 1960-е годы
Дом Солодовникова № 6/1 в Лебяжьем переулке в 1982 - 1985 годах
Лебяжий переулок в 1987 году
С первого взгляда кажется, что я сорвала джек-пот: живу в квартире с высокими потолками под 5 метров, в самом центре. В народе дом, в котором я живу, прозвали Домом с майоликами. Сто лет назад тут располагался театр миниатюр и синематограф. Под крышей находятся замечательные керамические панно (майолика) с цитатой из баллады Толстого «Боривой»: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча, брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом…».
Дом пропитан историей. Например, в одной из квартир новые постояльцы как-то обнаружили толстенные бухгалтерские книги, где кто-то из года в год фиксировал время и марку автомобилей, выезжающих из кремлёвских стен.
Ремонт и мебель в квартирах в основном старые. Но я знаю, что нашем доме живут и те, кто сделал более современный ремонт. Но ничего необычного там нет. В квартире, в которой я живу, 5 комнат: живём вчетвером (у каждого своя комната + общая гостиная), с общей кухней и санузлом.
Когда я переехала в Москву, поняла, что с расположением жилья мне повезло даже больше, чем изначально предполагала: рядом две станции метро, одна из которых — крупный пересадочный узел, и до обеих идти по три минуты. Я могу у порога дома включить песню и ко входу в метро она только доиграет. В общем, до всех нужных локаций (например, корпуса университета, музеев, кафе и ресторанов) я добираюсь быстро, как и хотела. Общественным транспортом почти не пользуюсь, везде хожу пешком.
Тем не менее, когда я только переехала, то столкнулась со множеством серьёзных недостатков такого расположения жилья.
Начнём с самой локации. Почти все знакомые считают, что мне повезло жить буквально напротив Кремля, но на деле это настоящая головная боль. Несмотря на близкое расположение ко всем нужным мне местам, я не всегда могу рассчитать время — из-за того, что несколько раз в день все переходы с моей улицы перекрывают из-за кортежей машин. Путь к ближайшей станции метро Боровицкая лежит через два пешеходных перехода, поэтому иногда, когда дороги перекрывают, я не могу банально зайти в метро и сильно опаздываю. Машины, соответственно, тоже стоят.
Однажды я решила пройтись от Охотного ряда до дома. Обычно этот путь занимает 10 минут, но в тот вечер из-за Парада Победы Моховую улицу и Александровский сад перекрыли — пускали туда только студентов МГУ с пропусками и тех, кто показывал сотрудникам Росгвардии прописку в одном из домов у Кремля. У меня прописки нет и не было. Тогда я пошла в другую сторону, но многим пришлось ждать очень долго.
Некоторые соседи закупают еду заранее и надолго, но мы живём на доставках «Самоката» и «Яндекс.Лавки». Ближайший «Перекрёсток» — только на Охотном Ряду (15 минут пешком от дома). У меня нет машины, поэтому добираться с покупками сложно. Раньше на Тверской был небольшой «Ашан», но он закрылся.
Службы доставки действительно выручают. Это удобно, но дороже, чем закупаться своими силами.
Хозяева квартиры очень консервативны и отказываются делать капитальный ремонт — из-за этого моя и без того маленькая комната выглядит так себе. Общие туалет и кухня — ещё хуже. Поэтому я не решилась поделиться картинками с читателями. С другой стороны, за 15 000 рублей я не смогу найти достойное жильё того же уровня. За последние три года цены на аренду подскочили, и сейчас даже однокомнатная квартира на периферии города стоит около 40 000 рублей. А если квартира рядом с метро, то цена будет ещё выше. Моя семья просто не может себе этого позволить. В конце концов, эту комнату мы выбрали в том числе из-за стоимости.
На первом курсе я не была привередливой и умела радоваться мелочам: мне нравилось осознавать, что я живу в самом центре города в историческом доме с высокими потолками! Но сейчас «розовые очки» спали, и я хотела бы переехать в какое-нибудь менее исторически значимое, но более практичное место.
Тем же, кто живёт в похожем месте или собирается переехать, я могу лишь посоветовать заранее выбрать удобную службу доставки продуктов. В квартирах с хорошим ремонтом живут обычно сами собственники, а вот «коммуналки» находятся либо в плохом состоянии, либо стоят неоправданно дорого. Есть проблемы, которые просто невозможно решить самостоятельно, поэтому важно заранее подготовиться к тому, что вас ожидает.
Фото на обложке: Дмитрий Трепольский (Pexels)