Как выписаться из квартиры через «Госуслуги»: пошаговая инструкция
С появлением сервиса «Госуслуги» оформлять документы или записываться на приём в государственные инстанции стало гораздо проще. Среди операций, доступных пользователям портала, есть и возможность сняться с регистрационного учёта по месту временного или постоянного пребывания. Проще говоря — выписаться из квартиры.
Рассказываем подробно, как оформить эту процедуру.
Как правильно подать заявку на выписку из квартиры на «Госуслугах»
Функциональность «Госуслуг» включает в себя множество операций, в том числе выписку с бывшего места проживания и прописку по новому адресу. У граждан РФ есть возможность подать документы дистанционно, но посетить отделение МВД всё-таки придётся — чтобы в паспорте поставили штамп. Важное уточнение: если человек собирается прописаться на новом месте, то сниматься с регистрационного учёта не нужно — это произойдёт автоматически. Ранее мы уже писали об этом подробно.
Для оформления заявления на снятие с регистрационного учёта с прежнего места жительства совершенно неважно, где находится человек: подача заявки через «Госуслуги» происходит дистанционно. Услуга предоставляется бесплатно, госпошлину платить не требуется. Из документов нужен только паспорт.
Итак, вот инструкция, как выписаться с прежнего места жительства онлайн.
1. Авторизуйтесь на сайте «Госуслуг»: потребуется подтверждённая учётная запись.
2. Найдите на странице портала вкладку «Регистрация. Паспорт» и перейдите по ней. В появившейся форме выберите услугу «Регистрация», далее — «Регистрация и снятие с регистрации по месту жительства и пребывания».
3. Нажмите кнопку «Начать» и выберите тип регистрации: «По месту жительства» или «По месту пребывания». Затем «Продолжить» и «Прекратить регистрацию».
4. На экране появится список лиц, чью регистрацию нужно прекратить: собственную, детей, свою и супруга, всех членов семьи.
5. Если вы подаёте заявку от себя, то вся персональная информация будет автоматически занесена в форму: она содержится в данных вашего аккаунта, её достаточно подтвердить. После заполните поля с недостающими сведениями.
6. Далее потребуется указать полный адрес, откуда вы собираетесь выписываться, и даты начала и окончания регистрационного учёта.
7. Если с новым адресом прописки вы уже определились, внесите его в следующее поле. Если регистрация пока не планируется, отметьте это в соответствующей строке.
8. Затем следует ответить на вопрос о месте рождения и заполнить информацию о детях, если они снимаются с регистрации вместе с вами.
9. Далее нужно выбрать из всплывающего списка причину снятия с регистрационного учёта. Это может быть работа, учёба, семейные обстоятельства. Если вы не нашли в предложенном перечне ваш случай, выберите графу «Иная причина».
10. Далее следует заполнить поля с семейным положением, образованием, трудоустройством.
11. На последнем этапе необходимо выбрать на карте адрес подходящего подразделения миграционной службы, куда нужно будет подъехать для проставления отметки в паспорте. После выбора удобного варианта подтвердите своё согласие на обработку персональных данных — поставьте галочку напротив этого утверждения.
Не торопитесь отправлять заявление сразу — все сведения должны соответствовать информации из документов. Проверьте внимательно анкету: убедитесь, что вся информация внесена верно, — и только потом нажимайте кнопку «Отправить». Иначе процесс может затянуться, поскольку заявка вернётся отправителю.
Как долго рассматривают обращение
Если все данные подтвердятся, то заявителя выпишут в течение одного рабочего дня. После снятия с регистрации в личный кабинет «Госуслуг» придёт приглашение в выбранное подразделение МВД, чтобы проставить штамп в паспорт. Если срок прошёл, а приглашения нет, можно написать в чат-бот портала и уточнить статус обращения.
Можно ли выписаться удалённо и по доверенности
В «Госуслугах» можно снять с регистрации себя, ребёнка и супруга, а также близких недееспособных лиц.
Если нужно снять прописку только у ребёнка, заявление придётся писать на месте: в личном кабинете портала можно только выбрать время и день посещения удобного отделения МВД. Детям старше 14 лет для оформления обязательно нужно прийти лично.
Если необходимо выписать кого-то по доверенности, то достаточно выбрать нужный вариант, заполнить форму или записаться на приём в МВД или МФЦ. Получать штамп о выписке придёт законный представитель. Для оформления потребуется нотариально заверенная доверенность.
Более сложная ситуация у тех, кто планирует выписываться, находясь за рубежом. Им нужно подготовить письменное заявление, отправить в Россию оригинал российского паспорта и составить доверенность на представителя. Доверенность и подпись в заявлении необходимо заверить в консульстве России в стране проживания. После этого доверенное лицо может подать документы на снятие прописки, обратившись в МВД или МФЦ.
Почему важна выписка
С юридической точки зрения регистрация — обязательная процедура при смене места жительства.
Есть два вида регистрации: временная и постоянная. В первом случае речь идёт о постановке на учёт по месту пребывания, а во втором — о постоянном проживании, проще говоря, об отметке в паспорте. Если человек переезжает в другое место навсегда, нужно выписаться и сообщить в органы МВД новый адрес прописки в течение семи дней. Если же место жительства меняется на какой-то срок за пределами региона, то даётся 90 дней для постановки на учёт.
За отсутствие временной регистрации по месту пребывания через 90 дней после переезда предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Гостям Москвы и Санкт-Петербурга грозят санкции от 3 до 5 тыс. рублей, в остальных регионах — от 2 до 3 тыс. рублей. Кроме самих приезжих граждан обязанность выплатить штраф от 2 до 7 тыс. рублей может лечь и на собственника квартиры, который сдаёт им жильё (19.15.2 КоАП РФ).
Своевременная постановка на регистрационный учёт даёт некоторые социальные блага: возможность оформить ребёнка в сад или школу, прикрепиться в поликлинике, вызвать врача на дом и другие.
Зарегистрированный собственник жилья может не приписывать жильцов, которые приходятся ему родственниками. В такой ситуации санкции не будут распространяться ни на гостей, ни на владельца квартиры. Также не нужно платить штраф, если человек переехал в пределах того же региона, где он постоянно зарегистрирован.
В каких случаях нужно выписываться из квартиры
Что касается причин выписки с места постоянной регистрации, то самая распространённая — это смена места жительства. Также обязательно следует выписаться с прежнего адреса, например, при продаже жилья — когда право собственности переходит новому человеку. Более того, новый собственник имеет право выписать жильца через суд, если недвижимость уже оформлена во владение.
Автоматическое снятие с учёта происходит в единственном случае — после регистрации на новом месте. Для всех остальных ситуаций надо подавать заявление о снятии с прописки, в том числе и в случае смерти родственника, который был зарегистрирован в квартире.
Можно ли выписаться «в никуда»
За отсутствие временной или постоянной прописки предусмотрен штраф в соответствии со ст. 19.15.2. КоАП РФ. Сниматься с регистрации, не становясь на учёт в другом месте, противозаконно.
На практике выписаться и не получить прописку можно только в одном случае — при изменении регистрации в связи с переездом. Например, человек продал квартиру в Москве и переехал в Петрозаводск, где приобрёл дом. На прежнем месте он уже снялся с прописки, а на новом ещё не подал заявление о регистрации.
Как узнать на «Госуслугах», выписали ли из квартиры
Данные о регистрации на «Госуслугах» вносит вручную владелец личного кабинета, автоматически они не обновляются. Единственный способ проверить, сняли ли человека с регистрационного учёта, — заказать адресную справку. Сделать это можно прямо на портале или в подразделении МВД. После заполнения простого заявления справка с указанием прописки придёт в личный кабинет в течение 10 дней.
Из документов потребуется только паспорт. Также можно заказать адресную справку на ребёнка или другого человека — в этом случае МВД запросит его согласие и в течение 20 дней предоставит данные.
Как ещё можно выписаться из квартиры
Самый простой способ, как выписаться из квартиры, — через МВД, предварительно подав заявление на «Госуслугах». Но есть и другой вариант — обратиться в любое отделение МФЦ. На месте заполнить заявление и предоставить документы, включая паспорт. Забрать его можно будет через 3–8 дней.
При регистрации на новом месте старая прописка будет аннулирована автоматически — в этом случае подавать заявление нет необходимости.
- 25,13 млн ₽Москва, СЗАО, район Покровское-Стрешнево, жилой комплекс Сити Бэй, квартал Клифф 5, 3Трикотажная 8 мин.
- 73,71 млн ₽Москва, ЗАО, район Филёвский Парк, жилой комплекс Фили СитиФили 7 мин.
- 367,74 млн ₽Москва, ЦАО, район Хамовники, 465-й квартал, жилой комплекс Фрунзенская НабережнаяФрунзенская 7 мин.
Коротко о главном
«Госуслуги» — удобный сервис, который поможет сэкономить время: нет привязки к локации, а сама процедура заполнения заявления для снятия с регистрационного учёта занимает максимум 5–7 минут. Подать обращение на выписку можно даже в том случае, если человек находится за пределами России.
Ещё одно преимущество «Госуслуг» — возможность отслеживать статус запроса. Такая информация будет отражаться в разделе «Мои заявки» в личном кабинете пользователя. Сама услуга по выписке предоставляется за один день в случае, если всё оформлено верно. Останется лишь дождаться приглашения от миграционной службы и посетить выбранное подразделение МВД в указанное время.