Войти
История современного ремесленника: как открыть столярную мастерскую в гараже и делать декор для дома

История современного ремесленника: как открыть столярную мастерскую в гараже и делать декор для дома

Тренд постковидного сезона — ремесленничество — плотно вошёл в моду: локальных производств чего угодно с каждым днём становится всё больше. Наш герой Роман Мясников — бизнесмен из Екатеринбурга, пару лет назад воплотивший свою давнюю мечту: он создал столярную мастерскую Tree Lab. Нашему журналу Роман рассказал о работе в мастерской, ценообразовании и о том, как правильно выбирать качественные и стильные предметы для дома из дерева.

Как появилась мастерская

С самого детства я дружил с деревяшками — и даже первое образование получил по специальности «Модельщик по деревянным моделям». Это такой человек, который делает из дерева конструкцию, по которой после отливают детали и конструкции для различных изделий. Все эти годы дружба с деревом так и оставалась для меня лишь увлечением и хобби, в основном я отдавал себя бизнесу — наша компания создаёт детали для метрополитенов по всей России. Мы с женой построили первый дом 25 лет назад, и я часто мастерил что-то в холодном гараже… А про полноценную мастерскую задумались только три года назад, когда купили участок для строительства нового дома.

Обычно нормальные люди строят сначала дом, а потом всё вокруг, но мы так загорелись идеей, что первым делом занялись именно мастерской. В итоге участок мы приобрели зимой, а уже к концу лета была готова наша столярная обитель! Ещё какое-то время докупали недостающие станки, инструменты, и в конце прошлого года я запустил мастерскую в работу.

Создание своей мастерской обошлось чуть больше, чем в 2 миллиона рублей. Миллион потратили на строительство самого помещения (48 кв. м) со стенами, фасадом и его утеплением, сюда же входят все инженерные коммуникации. Еще где-то 1 200 000 рублей мы потратили на оборудование. Теперь в мастерской есть циркулярная и ленточная пилы, разные деревообрабатывающие станки, шлифовальные барабаны и другое оборудование, которое нужно для создания самых разных предметов из дерева.

Интересно было расставлять всё оборудование внутри, когда оно приезжало. Сначала я собирал машины и ставил их куда-то к стенке, а потом, по мере работы, понимал, что на самом деле вот этот аппарат должен стоять в другом месте, и приходилось двигать всё туда-сюда. А все станки тяжёлые, где-то по 200-300 кг каждый, поэтому то и дело приходилось звать кого-то на помощь.

Не сразу стало понятно, что организовать пространство необходимо так, чтобы станки стояли как конвейер, чтобы не приходилось делать лишних движений в мастерской и не ходить с тяжёлыми досками. Где-то два-три месяца я потратил на экспериментальные перестановки, пока не нашел каждой машине своё место.

Ценности маленького производства

Сейчас я произвожу несложные изделия — например, кухонные подставки и разделочные доски, а ещё делаю журнальные столики и мебель для ванной или гардероба. Мы экспериментируем, ищем что-то, что будет с одной стороны смотреться современно, а с другой — долго прослужит верой и правдой.

Самым ценным в маленьком производстве я считаю возможность делать качественно и сохранять крафтовость: не хочется создавать «штамповку»  с многократным повторением себя и других.

В мастерской я пока работаю один, без помощников. Много внимания уделяю выбору материала — работаю только с древесиной ценных пород, это качественный сухой массив. Совсем не использую сосну и берёзу, ну а уж ДСП и ДВП не признаю и не приемлю. Я за столярку по старинке! Например, не использую станки с лазерами и программным управлением и не работаю с модным сейчас путём обжига. Думаю, что так теряется вся красота древесины.

Вдохновение ищу в том, что нужно мне самому: каждое изделие мы пробуем сначала на себе, а потом запускаем в массы. Что-то подсматриваем в соцсетях и Pinterest, что-то люди просят сделать на заказ — и тем самым подают новые идеи.

Как только идея сформировалась, я перехожу к созданию эскиза, делаю чертёж. Согласовываем эскиз, смотрим размеры, выбираем древесину. Когда всё придумано и выбрано, пускаем неструганный материал на пилораму, а потом уже доводим его до нужного состояния. Затем я придаю изделию геометрию, шлифую и строгаю по эскизу. После идут сборка, склейка и долгие часы шлифовки, покрытие маслом и тонировка.  Процесс небыстрый, потому что склейка занимает сутки, а шлифовка — полдня. Так на самое простое изделие, как ни крути, уходит около трёх дней. 

Важная часть процесса — это обработка древесины. И здесь тоже важно выбирать материалы. Я, например, использую только натуральные масла и сам делаю крем на основе минерального масла и пчелиного воска. Это важно, потому что предметы часто используют на кухне.

Так как сначала мы сделали мастерскую и только потом начали строить дом, то многое в интерьере нового жилища было изготовлено уже моими руками в мастерской. Например, я сделал тумбу для раковины, вешалку в гардеробную и подоконники из массива дуба и ясеня. Конечно, в новом доме много всяких приятных мелочей из дерева — например, ключницы, салфетницы, полочки, подставки для ножей для цветов и кухонные доски.

О ценообразовании и мечтах

Сейчас я устанавливаю цены ниже среднего, но даже так продукты из дерева получаются не очень дешёвыми. С одной стороны, в этом вопросе сложно конкурировать с китайскими изделиями из прессованного бамбука на техническом клее. С другой, я уважаю своего покупателя и знаю, что это человек, который чтит здоровье, стремится к экологичности и эстетичности своего дома. Поэтому в этом вопросе я не гонюсь за массовостью и считаю, что меня и мой подход «по старинке» покупатель найдёт. Сейчас я стараюсь развивать соцсети, хотя большая часть продаж, конечно, идёт через сарафанное радио. 

Я смотрю, что и из каких материалов делают другие мастера, какие цены на это они устанавливают. Нужно понимать, что кто-то работает с берёзой или сосной, которые стоят в 7-8 раз меньше, чем дуб, например. Для сравнения, сосна стоит около 20 000 за куб, а дуб — около 170 000 за куб. От этого и зависит цена.

Важно и оборудование, на котором работает мастер: у кого-то оно любительское, у кого-то — профессиональное, отсюда и разное качество, а значит и цены. Я смотрю, кто что делает по рынку, и стараюсь продавать изделия чуть дешевле, чтобы поток заказчиков был выше.

Ценник на предметы декора из дерева иногда всё равно кажется высоким, но поделите эту цену на весь срок службы — и получите сущие копейки. Качественная кухонная доска может служить 10-15 лет, а предметы мебели вроде стола или гардеробной — все 30-50 лет! Так вещь из простого предмета обихода может стать настоящей семейной реликвией. Для нас это было бы самым ценным признанием и отзывом о работе мастерской.

Моя столярная мечта — сделать макияжное трюмо. Мне очень нравятся итальянские мастера и хочется попробовать воспроизвести мебель по их эскизам и фотографиям. Ещё хочется попробовать делать музыкальные инструменты. Наверное, это во мне говорит второе образование — музыкальное.

Как правильно выбирать предметы из дерева

За годы работы я сформулировал несколько лайфхаков, которые помогут упростить выбор мебели или домашнего декора из древесины.

  1. Эстетичность. Обращайте внимание на красоту изделия. Выбирайте только то, что действительно украсит ваш дом и будет приносить радость именно вам. Помните, что предметы из дерева очень долговечны, а значит хорошо бы, чтобы они вам не надоели и не разонравились какое-то долгое время.
  2. Качество. Присмотритесь, насколько качествена финишная шлифовка. Всё должно быть ровно и гладко — без почеркушек, запилов и прожогов. Осмотрите швы в склейке: на хорошем изделии вы и не заметите, что шов есть — не должно быть даже крошечных щелей.
  3. Обработка. Изучите, чем ваше изделие пропитано, какой у покрытия цвет и оттенок. Кстати, если обработка вам не подошла, у мастера по дереву всегда можно попросить сделать такое же изделие с другим покрытием или совсем без покрытия и нанести его самостоятельно. Главное — не забудьте посоветоваться с профессионалом, чтобы он дал нужные рекомендации. 
  4. Стоимость. На цену тоже стоить обращать внимание: качественный предмет не может быть дешёвым. Поверьте, работа с деревом — нелёгкий труд. Чтобы сделать одно изделие, нужно его придумать, выбрать материал, сделать форму, отшлифовать, обработать. На всё это могут уйти недели и даже месяцы. 

Фотографии героя статьи

Вам близка идея долговечного дорогого декора?
Подпишись на наш телеграм-канал!
Поделиться
Как обуютить дом?
Будем присылать в почту лучшие статьи для вдохновения — об интерьерах, личном опыте, необычных квартирах. И ничего лишнего
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти