Войти

Что нужно для прописки в частном доме

310 м² дом, 8 соток участок, Яндекс Недвижимость

Прописка — это устаревшее понятие, которое означало наличие штампа в паспорте с постоянным местом жительства. Сейчас в России граждан уже не прописывают, а регистрируют по месту постоянного или временного пребывания. Жить без регистрации дольше семи дней в России нельзя — за это могут оштрафовать.

Прописаться можно не только в квартире, но и в частном доме, но у этого процесса есть свои особенности: не в каждом жилье разрешат зарегистрироваться. Рассказываем, как правильно оформляется прописка в частном доме.

Регистрация в частном доме: основные этапы

Прописаться в частном доме можно онлайн, подав заявку на Госуслугах, либо офлайн — через МФЦ или отделение МВД. Для этого нужно:

  1. убедиться, что в доме, где планируется регистрация, можно жить весь год. Подходящему под эти требования дому присваивается статус жилого — это подтверждается решением муниципальной комиссии;
  2. собрать документы для прописки в дом;
  3. сформировать заявление. Его рассмотрят в течение трёх дней, при этом отказать могут только на этапе подачи документов, если чего-то не будет хватать или какая-то из бумаг будет неверно оформлена. Если с документами всё в порядке, отказать в регистрации не могут;
  4. получить паспорт со штампом о регистрации.

Как составить заявление на регистрацию в МФЦ 

Форма заявления есть в Приказе МВД России от 31.12.2017 N 984. В какой бы орган ни обратился гражданин для постановки на регистрационный учёт, бумага будет одинаковой.

В заявлении указывают:

  1. название подразделения МВД, куда должен быть передан пакет документов;
  2. ФИО заявителя (или его ребёнка), дату и место рождения, телефон;
  3. адрес, по которому заявитель, его ребёнок или подопечный был зарегистрирован ранее;
  4. ФИО собственника дома, степень родства с ним;
  5. документ, на основании которого происходит вселение (например, о праве собственности);
  6. адрес новой регистрации;
  7. паспортные данные заявителя.

Какие документы нужны для прописки в доме? 

При подаче заявления очно в МВД или МФЦ нужно предоставить документы для прописки в частный дом. Потребуются:

  • паспорт: его оставляют в отделении на срок оформления регистрации, а затем возвращают заявителю со штампом. На этот период выдаётся расписка о принятии документов, в которой указывают данные паспорта. Удостоверением личности она не является: с такой бумагой не пустят в поезд или самолёт, а также не окажут другие услуги;
  • свидетельство о праве собственности на жильё: если сведения о доме есть в Росреестре, то его можно не предоставлять;
  • согласие от всех собственников, если регистрация происходит в чужом доме. Им также нужно будет прийти на приём или заранее сходить к нотариусу и заверить согласие. 

Если регистрируются не только взрослые, но и дети, ещё потребуются:

  • свидетельства о рождении и свидетельства об их регистрации — для детей до 14 лет;
  • паспорта — для детей от 14 до 18 лет, при этом подросткам обязательно нужно будет прийти в МФЦ или МВД вместе с родителями;
  • для детей, находящихся под опекой — документ из соответствующих органов.

Если второй родитель не сможет присутствовать при регистрации, нужно принести его паспорт, а если дети воспитываются только матерью или отцом, потребуется документ, подтверждающий это.

При регистрации недееспособного человека в МФЦ или МВД обращается его попечитель. Он должен предоставить:

  • паспорт опекаемого;
  • документ, подтверждающий права законного представителя.

Фотография: wayhomestudio (Freepik)

Как зарегистрироваться через Госуслуги?

Онлайн-прописка в доме оформляется только для членов семьи — заявителя, его мужа или жены, а также несовершеннолетних детей. 

Чтобы подать заявление, нужно иметь подтверждённые учётные записи на портале (в том числе — для детей старше 14 лет), а также знать реквизиты свидетельства о праве собственности или договора социального найма. Если регистрация производится в чужом доме, нужно указать данные собственников.

Когда заявление проверят, всех регистрируемых пригласят в МВД. С собой нужно будет взять паспорта — в них сотрудники сразу поставят штамп.

Как зарегистрировать в частном доме другого человека? 

Без согласия собственников дома зарегистрировать можно только несовершеннолетнего ребёнка любого из жильцов. При этом неважно, имеет ли он долю в доме или нет — достаточно факта прописки.

В остальных случаях для регистрации других людей нужно получать согласие от всех собственников. Для этого они должны лично прийти на приём в МФЦ или МВД либо оформить своё согласие нотариально.

Сколько длится процедура регистрации? 

При любом способе подачи заявления и документов штамп о регистрации должны проставить в течение шести рабочих дней.

Сколько стоит прописка в доме?

Если дом признан жилым и в нём можно зарегистрироваться, то за проверку документов и постановку штампа в паспорта денег не возьмут.

В каких домах зарегистрироваться не получится?

Правила прописки в частном доме разрешают регистрацию только в жилых помещениях. Если по документам дом садовый (только для летнего проживания), его статус нужно изменить. Для этого нужно убедиться, что на участке вообще можно что-либо строить: например, если земля оформлена для сельскохозяйственных нужд, присвоить дому статус жилого не получится.

Порядок переоформления дома описан в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Заявление подаётся через МФЦ либо напрямую в орган местного самоуправления — администрацию СНТ, посёлка и др. 

Перед подачей заявления нужно пригласить комиссию, куда входят представители пожарной безопасности, госсанэпиднадзора и других контролирующих органов. Они проверяют дом на соответствие требованиям жилого помещения:

  • несущие стены должны быть без дефектов. Например, если будут обнаружены трещины, комиссия признает постройку аварийной и не выдаст разрешение на смену статуса;
  • к дому должно быть подведено электричество, отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, а также обустроена вентиляции. Отсутствие воды и канализации разрешено только для домов, находящихся в СНТ и ОНТ;
  • высота потолков в жилых комнатах и кухне должна быть не менее 2,7 м в холодных районах России, в остальных регионах — не менее 2,5 м. Коридоры и холлы должны иметь высоту не менее 2,1 м; 
  • кухни, туалеты, ванные комнаты и душевые не должны располагаться над жилыми комнатами;
  • жилые помещения и кухни должны иметь естественное освещение, а площадь окон должна соответствовать нормам; 
  • все комнаты должны соответствовать нормативам по звукоизоляции, уровню вибрации, электромагнитному излучению, напряжённости электрического поля и концентрации вредных веществ в воздухе.

Жилыми точно не признают дома, построенные на участках, где возможны сходы оползней, лавин, годовые подтопления, или есть риск техногенных аварий.

Если дом подходит под требования, комиссия выдаст разрешение, с которым можно подавать заявление. Из документов ещё потребуются:

  • выписка из ЕГРН;
  • согласие от остальных собственников, имеющих доли в доме.

Выводы

  1. Зарегистрироваться в частном доме можно, но для этого он должен иметь статус жилого.
  2. Документы можно подать онлайн через Госуслуги или лично в МФЦ или МВД.
  3. Штамп о регистрации в паспорт ставят в течение шести рабочих дней.
  4. Если дом оформлен как садовый, можно изменить его статус и прописаться в нем. Для этого нужно получить акт о пригодности постройки для круглогодичного проживания и обратиться с заявлением в МФЦ или местную администрацию. 
Подпишись на наш телеграм-канал!
Комменты (0)
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Войти