Каждому хоть раз хотелось оставить что-то надолго: будь то фантик от любимой конфеты из детства, фотография или простой букет полевых цветов. Героиня истории Анастасия смогла вывести это желание на новый уровень и научилась останавливать время — отпечатывая его в настоящей эпоксидной смоле. Мастер рассказала о становлении своего бренда Stasya Bu Epoxy, о том, как поймать «тот самый момент», и почему изделия из смолы — уникальный и очень трудный в производстве декор.
Слежу за трендами и лью смолу
Меня с детства тянуло к творчеству: я увлекалась рисованием, пробовала бисероплетение, занималась вышивкой, а в школе всегда была ответственной за стенгазеты на праздники. С появлением в моей жизни компьютера (да, мы жили тогда, когда их ещё не было!) и программы для редактирования фотографий я пристрастилась к созданию разных аватарок и публиковала их на форумах и в «Живом Журнале».
Когда стала постарше, занялась росписью рамок для фотографий и блокнотов. Использовала акрил, получала от работы непомерное удовольствие и даже хотела открыть свой маленький магазинчик таких рукотворных вещей. Творчество всегда было со мной, а я — с ним.
В 2014 года подписалась на одну девочку из Сингапура, которая поначалу рисовала самые разные скетчи, но однажды в её жизнь вошла эпоксидная смола с сухоцветами. В России на тот момент о таком ноу-хау никто и не слышал! Она методом проб и ошибок искала способы совладать с неподатливыми материалами, публиковала свои эксперименты в соцсети и подробно их описывала. Я была очень увлечена её новым хобби и в какой-то момент осознала: тоже так хочу!
Подумала — и сделала. В 2021 году начала проходить обучение по работе с эпоксидкой, взяла пару уроков у профессионалов, и вот — моя мечта сбылась. Я делаю то, что мне нравится: слежу за трендами и лью смолу!
Процесс создания изделий из смолы
Всё идёт по одному и тому же алгоритму — меняется только форма, в которую заливается смола, и «наполнение» — то есть декоративные элементы. Первым делом смолу нужно смешать с отвердителем и проколоть пузырьки, если они появляются, зубочисткой. Пока смесь «дышит», нужно подготовить формочку, повторяющую внешний контур изделия. Есть много готовых шаблонов, а можно и самому на каком-нибудь 3D-принтере собрать свой вариант. Затем, где-то через час после того, как смолу смешали с отвердителем, массу нужно разлить по формочкам — «с горкой», потому что жижа сожмётся в процессе затвердевания.
В формочку нужно добавлять разный декор, и тут всё зависит от навыков и техники — кто на что горазд, то и погружается в смолу. Потом смесь около суток затвердевает, а после наступает этап шлифовки, который завершается финишным покрытием.
Ложка смоляного дёгтя в бочке творческого мёда
Если смотреть со стороны, кажется, что работа с эпоксидкой — проще простого. Смешал, вылил, вытащил — вот так большинство представляют работу смольщика. Уверяю, это не так. В работе с таким материалом нужно учитывать целую кучу факторов: влажность и температуру в помещении, возможность или невозможность получения необходимого рисунка (и при каких условиях это произойдёт), вязкость смолы, знание пигментов и красителей, цветоощущение, уровень нагрева… Лить смолу — это не просто лить смолу. Это наука!
Сейчас я с лёгкостью создаю абстракцию, фиксирую срез камня, воссоздаю мрамор, даже работаю с чернилами, но, например, популярная техника «Море» пока со мной не подружилась. Многое зависит от ловкости рук, но ещё большее — от пройденного обучения и, конечно, первого учителя. Далее уже методом проб и ошибок всё-всё дорабатывается, доосознаётся и доучивается, но база — это правда очень важно.
О стоимости и о том, как не сжечь цветы
Мои товары разнятся по цене: самые доступные, мелкие фигурки и закладки для книг, я продаю примерно по 350-750 рублей. Обычно эти изделия идут в подарок к основным, более трудным и дорогостоящим. Часы с диаметром 30 см стоят около 4000-5000 рублей, а рукотворное домино — 3700 рублей. В производстве каждого товара имеются свои сложности и нюансы, а также общая для всех картина «пост-продакшна»: сюда входит шлифовка, обработка, прорисовка деталей перед нанесением финишного покрытия.
Как и многие другие мастера, я обожаю создавать на изделиях «карамельный край». Это такая техника, при которой смола подобно карамели ниспадает по торцам изделия вниз мягкими складками. Это сложно: техника требует прочувствовать «тот самый момент», когда край выйдет ровно таким, каким мастер его задумал.
Всё не так просто и в работе с сухоцветами, которые, пожалуй, чуть ли не популярнее любых других изделий в этом стиле. Смола в процессе обработки нагревается, так что если не соблюсти некоторые правила, растение просто «сгорит» — потускнеет, начнёт коричневеть и потеряет презентабельный свежий вид только что сорванного цветка.
Каждый смолянист знает силу финишного слоя — именно она обеспечивает износоустойчивость и долгий срок службы. Конечно, это зависит и от правильного ухода, когда товар находится уже у покупателя. Многие не знают, но смоляные предметы становятся наиболее крепкими только через один-два месяца с момента изготовления. Поэтому, купив классную фруктовницу или какой-то необычный товар из смолы с добавлением, например, алкогольных чернил, стоит дать им отлежаться минимум месяц перед тем, как использовать по назначению.
О том, как не сгореть самой
Дело шло к Новому 2022 году. Я тогда делала на заказ ёлочные игрушки, и, как это обычно бывает, заказы приходили огромной кучей прямо под праздники. Я работала нон-стоп, буквально ночами: дома были дети, а при них работать невозможно по технике безопасности. При изготовлении изделий из смолы нужна хорошая защита: мастер обязан иметь маску, защитные очки и перчатки. Так что я работала в ночную смену, возилась с заливкой, обработкой и шлифовкой, покрывала финишным слоем, видела косяки, снова спиливала, снова покрывала финишем. И так по кругу…
Внутренний перфекционист не давал закрыть глаза на неидеальность игрушек, так что до 29 декабря я была погружена в работу от и до. Отдав последний «ёлочный» заказ, я поняла, насколько сильно выдохлась. Игрушки стали моим первым и практически последним заказом, я не думала, что смогу продолжать работать в таком темпе…
Случилось жуткое выгорание. После праздников не могла заставить себя вновь взяться за работу, накатила апатия, появились вопросы из серии «А тем ли я занимаюсь?» И тут мне пришёл заказ на домино — покупательница хотела порадовать любимого дедушку в его юбилей. Домино занимает отдельную полочку в «комнате обожания» моего сердца: я очень трепетно отношусь к созданию таких изделий. Конечно, отказать ей я не смогла. Начала работать, встряхнулась и вышла из того жуткого состояния усталости.
С тех пор моя работа — это моя отдушина. То, что учит наслаждаться своим делом, приносит доход и радует: реакцией покупателей, отзывами в интернете, чувством, что я делаю всё правильно.
Изделия из смолы — это стильно, актуально и, конечно, безусловно эксклюзивно. Невозможно повторить одну задумку абсолютно одинаково: так или иначе второй товар будет отличаться от первого. Трепетность рукотворных предметов декора не сравнится с фабричной штамповкой, как ни крути. За каждым индивидуальным изделием стоит мастер — и привносит в него эмоции, чувства, переживания и страсть к работе, к красоте, к жизни — которую мастер хочет и, что более важно, может запечатлеть в моменте — а именно, в смоле.
Фотографии героини статьи