Пожилые интеллигенты наняли дизайнера, чтобы сделать крутой интерьер в старом фонде. Вдохновляющая история ремонта
Петербуржцы Анна и Алексей — преподаватели пенсионного возраста: у них трое детей и трое внуков, любимая дача и трёхкомнатная квартира в старом фонде, где ремонт последний раз делали 20 лет назад. Они накопили 900 тысяч на обновление интерьера, но решили не делать ремонт самостоятельно, а пойти современным путём: найти дизайнера, который помог бы им продумать образ будущего интерьера, деликатно расхламить квартиру (сохранив всё самое дорогое сердцу хозяйки) и грамотно распределить бюджет.
С задачей изящно справилась дизайнер Соня Кондрашина — ей близка философия хоумстейджинга (разумного ремонта минимальными средствами, который часто делают с целью выгодной продажи жилья или сдачи в аренду). «Заказчики хорошо мне знакомы, и поэтому всецело доверяли мне как профессионалу, что чрезвычайно важно для успеха общего дела. В итоге новый интерьер стал чудесным отражением внутреннего мира заказчицы — прекрасной мамы и бабушки, гостеприимного и доброго человека, открытого миру».
Вся история — от первой встречи до семейной фотосессии в обновлённой квартире, — заняла около года. При этом сам ремонт сделали всего за 4 тёплых месяца (с мая по август), а потом ещё долго и вдумчиво декорировали интерьер, подбирая вышивки, живопись и хрусталь из коллекции хозяйки.
Дизайнер рассказала нашему журналу в деталях о том, как шла работа над проектом.
Этап первый: поиск идеи, подбор палитры и разработка плана
«Квартира 65 квадратных метров располагается в старом петербургском доме — у неё высокие потолки (3,3 м) и необычная планировка в виде «сапожка». Вот как здесь стояла мебель до ремонта:
Хозяйка мечтала о полном обновлении квартиры — чтобы она стала светлой, лёгкой, более современной. Было важно:
- по-максимуму вписать существующую мебель и светильники в новый интерьер;
- продумать системы хранения (огромное количество вещей просто стояло у хозяев в коробках на полу);
- заменить всю кухонную мебель и технику (кроме холодильника);
- добавить во всей квартире света и розеток — минимальными средствами, без штроб;
- создать отдельное большое рабочее место для жены (она увлекается рукоделием), а также уютную зону для приёма гостей и детский уголок для гостящих внуков.
Ванную и санузел решили не трогать — там относительно недавно был ремонт и заказчиков он устраивал. Ограничились только заменой натяжных потолков, освещения и розеток, а потом обновили декор. В комнатах оставили паркет, межкомнатные и входную двери, потолочные карнизы и подоконники: всё это сильно сберегло бюджет.
В процессе общения с Анной родилась концепция будущего интерьера, которую назвали лирично «Второе дыхание».
Второе дыхание — это состояние заказчицы в момент нашей встречи. Ей 65 лет, трое детей и трое внуков, любящий муж, гостеприимный дом. Она — центр семьи. Именно та мама и бабушка, к которой приезжают по воскресеньям на блинчики, которая учит вышивать и даёт бесценные мудрые советы за чашкой чая. И вот, наконец, в её жизни появилось время только для себя. Захотелось перемен, которые, как часто бывает, начинаются с обновления своего дома.
Я создала интерьер, максимально отражающий её внутренний мир. Прогулка по квартире — это как прогулка по её памяти. На стенах можно увидеть вышивки, которые были сделаны ещё бабушкой моей заказчицы, и живопись, подаренную друзьями в студенческие годы. А проходя через гостиную, вы обязательно задержите взгляд на мамином сервизе или редком хрустале.
Серьёзным челленджем в этом проекте стал подбор палитры, ведь в новый интерьер предстояло вписать практически всю старую мебель — например, в гостиную вообще ничего нового не покупалось. В этой ситуации нельзя было просто показать на первый цвет, который понравился: чтобы итоговый интерьер был стильным и старая мебель в нём смотрелась логично, оттенки подбирались долго и вдумчиво, делали выкрасы.
Остановились на сложном серо-бирюзовом тоне: он стал фоном для имеющейся мебели. По той же логике подобрали глубокий серо-зелёный цвет, которым покрасили двери — получился ненавязчивый акцент, который увязывает всё пространство и делает его не скучным, характерным. В этот же оттенок подбирали фасады новой мебели на кухню и в другие комнаты.
Чтобы заказчикам был понятен замысел будущего интерьера, мы сделали базовые визуализации. Заказывать дорогие фотографичные 3D-картинки смысла не было — но даже в таком виде визуализации помогают заказчикам понять, как всё будет выглядеть в итоге.
Серьёзно пришлось поработать и над планом расстановки мебели. В прежнем варианте мебель стояла «как исторически сложилось», без функционального деления на зоны. Из-за этого в гостиной большой обеденный стол оказался втиснут между ТВ-комодом и рабочим столом хозяина — посадить здесь гостей и создать ощущение праздника было просто невозможно. А диван стоял на проходе к спальне — если гости или внуки оставались с ночёвкой, у них не было ощущения «своего уголка».
В спальне же кровать стояла изножьем к окнам, в результате оставался лишь узкий проход к рабочей зоне хозяйки — в комнате не было ни удобной зоны для сна, ни удобной зоны для работы.
Вот какую новую схему мебели предложили заказчикам:
Что изменилось в функционале
На кухне: полностью переделан рабочий угол. Увеличилась рабочая поверхность и появился кухонный полуостров, позволяющий готовить нескольким людям одновременно. А в этой семье любят готовить дружно и вместе с детьми! Обеденная зона стала уютнее за счёт круглого стола, а от устаревшего кухонного мягкого уголка избавились.
В гостиной: раскладной диван поставили в углу у первого окна, а большой обеденный стол — вдоль стены. Когда приходят гости, его можно развернуть. «Как сказали внуки, попав в новый интерьер в первый раз: "Бабушка, теперь мы будем пить чай только в гостиной. И только красиво!"».
В спальне: комнату разделили на две части перегородкой — у дальней короткой стены организовали зону для сна с двумя тумбочками, большим шкафом и комфортным подходом к кровати с обеих сторон. А в передней части комнаты сделали рабочее место хозяйки.
Этап второй: ремонт
Проектирование закончили ранней весной, а в мае, когда потеплело и заказчики уехали на дачу, на объект вышла бригада. Работали два человека. Ремонт делали поэтапно, по помещениям, а мебель и вещи приходилось передвигать. Важно, что перед началом ремонта хозяева довольно серьёзно расхламили квартиру, избавившись от ненужных вещей.
Распределение бюджета вышло следующим:
- 200 000 руб — работы (включая подготовительные, отделочные, работы по электрике, демонтаж всех обоев, плинтусов, части напольных покрытий и потолков).
- 125 000 руб — материалы (включая новые розетки, плинтуса, молдинги, настенные, напольные и потолочные покрытия, расходники).
- 230 000 руб — новая кухонная мебель и техника (с доставкой и установкой, без учёта холодильника).
- 180 000 руб — остальная новая мебель, оборудование и элементы декора.
- 40 000 руб — новые осветительные приборы и мебельные подсветки.
- 25 000 руб — замена всех штор на рулонные.
- Итого: 800 000 рублей (и ещё 100 000 — гонорар дизайнера, так что в бюджет уложились чётко).
По таймингу основной ремонт успели сделать к началу осени, так что хозяева вернулись с дачи уже в обновлённую квартиру. И хотя оставалось ещё и разобрать вещи, и повесить шторы, и докупить некоторую мебель, и заняться декором, самое сложное уже было позади.
Отделку выбирали недорогую, по соотношению цены-качества, и в основном отечественных брендов. Кухня — от IKEA, но подобный гарнитур можно сделать и на заказ, выйдет даже дешевле.
За счёт вдумчивых дизайнерских приёмов удалось избавиться от неудачной геометрии помещений. Например, в узком и тёмном коридоре высокие потолки были большой проблемой — их занизили за счёт белых рифлёных панелей, гипсокартонной конструкции и сложной покраски: стены окрашены серым не доверху, остаётся большой белый карниз, который подчеркнут коричневой полосой.
Плюс добавили света и поработали с раскладкой плитки на полу — такие вставки-ковры из плитки с декором создают членение и визуально укорачивает коридор.
Обои для гостиной подобрали светлые, с повторяющимся растительным принтом (у заказчицы много растений — такой принт поддерживал ощущение сада). Это создало фон для мебели. Тёмно-коричневый кант по верху рифмуется с римскими шторами, а тёмно-серые обрамления дверных проёмов — с обивкой дивана.
Особенно изящным получилось решение в спальне: стену за изголовьем кровати выделили насыщенным горчичным цветом. Получился уютный, камерный кокон. Перегородку смонтировали из фанеры: со стороны кровати здесь шкафы, со стороны двери — рабочий уголок хозяйки, увлечённой рукодельницы.
Этап третий: декор
Лучшие интерьеры — те, которые складываются постепенно. После ремонта квартира была свежей и обновлённой, но в ней ещё не оформился до конца стиль и детали.
В течение ещё 8 месяцев Анна и Алексей разбирали вещи, а дизайнер помогала выбрать вышивки, живопись и фото для багетного оформления, отбирала акцентный хрусталь и фарфор из коллекции хозяйки, вешала шторы и расставляла милые акцентные мелочи. Кстати, абажуры потолочных светильников в спальне заказчица связала сама — уже после окончания ремонта. Каркасы к ним изготовили на заказ: покупные светильники ей не нравились, она хотела внести больше сложной фактуры.
Итоговая съёмка прошла через год после того, как хозяева решились на ремонт — как раз в начале следующего дачного сезона.
Фотографии предоставлены героями статьи