«Могу делать людей счастливыми — и делаю»: история художницы, которая на заказ расписывает стены в квартирах
Не секрет, что часто городские жители скучают по природе во всех её проявлениях. Так хочется иногда насладиться ароматом свежих полевых цветов или привести в порядок маленькое цитрусовое дерево… Но не у всех хватает места, сил и времени заниматься этой красотой — и без зелени мы сами начинаем чахнуть. В общем, мы отыскали художницу, овладевшую магией красок настолько, что к ней стоит очередь из желающих приобрести свой кусочек нарисованной природы! Ксюша Квасова больше десяти лет была визуальным мерчендайзером и работала стилистом — а потом приняла свою настоящую цель и стала рисовать на стенах в квартирах. Не вандальные несогласованные граффити, а настоящее искусство. На заказ и с одобрения собственников «холстов».
Эмоции — главное
«Я против активного потребления, так что мои предыдущие попытки в профессиональной реализации не увенчались успехом: несколько лет я работала мерчендайзером по большей части потому, что думала, мол, иначе заработать не выйдет. Так было до опыта с психотерапевтом, после которого я наконец-то осознала: нет, жить иначе и работать на любимой работе — можно и нужно.
Начало моего индивидуального творческого пути положила работа администратором в глэмпинге (это такая разновидность кемпинга, когда турист отдыхает на природе, но имеет все удобства, какие есть, например, в отеле). Как-то раз я предложила администрации попробовать что-то новое, в результате чего у нас образовалась настоящая арт-лаборатория. В ней мы с гостями рисовали картины, но не обычные, «материальные», где изображались бы какие-то конкретные предметы, а абстрактные — основанные на чувствах и эмоциях, ярких переживаниях. Мы преобразовывали их и фиксировали красками.
Были даже эксперименты — например, я давала посетителям понюхать запах свечи с ароматом «Сладкий попкорн». У каждого после этого возникали свои ассоциации: у кого-то перед глазами представлялось первое свидание в кинотеатре, кто-то видел цирк, а кому-то запах напоминал беззаботные школьные времена, когда с чистой совестью можно прогулять пару уроков и зарулить за чем-то вкусным в магазин. Было необычно, приятно и клёво всем участникам процесса.
Именно в результате этого опыта и сложилась формула занятия, в котором я чувствую себя максимально комфортно, — краски, природа, эмоции.
Мне стало тесно рисовать картины, и я перешла к стенам
Сколько себя помню, всегда тяготела ко всему творческому. Но тематического образования не получила, так что искала себя в итоге дольше, чем могла бы. Работа с красками даёт заряд бодрости и позитива, я испытываю невероятный подъём сил, когда держу в руках кисть. В связи с этим, кстати, для себя не приемлю диджитал-искусство: в планшете нет души, и работа с его помощью не вызывает необходимого мне резонанса.
Активно заниматься написанием картин я начала примерно три года назад. Вскоре работать с обычным холстом мне стало… тесно. Захотелось увеличивать форматы, открывать и осваивать новые, более крупные масштабы, чтобы было, где выразить себя всю. С детства, когда у меня были проблемы с демонстрацией эмоций, мечтала о собственной огромной мастерской, в которой я могла бы экспрессивно и не стесняясь никого выплёскивать накопившиеся чувства.
Идеальным «полотном» для меня в итоге стали стены квартир. Именно на них у меня получается разойтись на полную, дать волю всему, что хочет выйти наружу. Получается, сейчас я как раз работаю в такой мастерской, о которой мечтала в детстве. Точнее, я создаю её каждый раз, беря новый заказ. У меня десятки мастерских и, может быть, одна из них находится где-то по соседству с вашим домом.
Вайб и цены
Опыта в росписи стен у меня пока не так уж и много. Начала я буквально пару месяцев назад, и сейчас работа над одним «холстом» с подготовкой и перерывами длится примерно 5-6 часов. Погружаюсь в творчество я одна, мне так комфортнее, чем работать в команде. Рисование сродни медитации, да и проводить с заказчиком долгие часы наедине мне нравится. Главное — грамотно подбирать этих самых заказчиков, чтобы время в работе прошло комфортно и незаметно. Быть с клиентами на одном вайбе, поймать единство задумки и её воплощения — это очень важно. Приятно, когда ваши идеи действительно созвучны.
Средний ценник на создание рисунка во всю стену — 8 тысяч рублей. В эту цифру входит стоимость материала (примерно 2 тысячи), а также непосредственно моя работа. Иногда расписываю стену и за оплату только расходников (обычно это акция «для друзей» либо когда возникает идея, необходимая для портфолио). Самую объёмную и трудную работу я реализовала за 16 тысяч, это пока что максимальный ценник. К сожалению, от той работы у меня остались только скетчи, а фото результата не сохранилось.
Очень хотела бы попробовать расписать большое пространство, больше обычной стены в квартире: кофейню, офис или студию йоги, но это пока только в планах.
Не скажу, что мои расценки идут как-то по верху рынка. Пока я работаю на энтузиазме и, как бы странно это ни звучало, получаю нереальный кайф от исполнения своей «миссии»: творить, быть полезной, а заодно давать людям вдохновение, заставлять их улыбаться при любых ситуациях, любить свой дом. И, конечно, ещё есть синдром новичка, не позволяющий в полной мере оценить себя объективно и поставить справедливую цену на свои услуги. Я с этим борюсь и скоро планирую всё же их повысить.
Пинтерест, доверие и плейлист
За то время, что я разукрашиваю стены домов, стало понятно, что иногда достаточно сложно донести идею до клиента, когда у вас с ним нет мэтча. Поэтому теперь я стараюсь заранее хорошенько «разговорить» потенциального заказчика, чтобы понять, сработаемся мы или нет. В начале мы в любом случае ориентируемся на картинки из Pinterest, но, во-первых, просто копировать чужую работу не есть хорошо, а во-вторых — куда интереснее совместить детали из нескольких референсов. Из первого рисунка мы берём, предположим, фон, из второго — стиль покраса, из третьего переймём цвета, а из четвёртого — текстуру.
Получившаяся картинка легко складывается в моей голове, но иногда у заказчика как будто не хватает кусочков пазла, и ему тяжело представить себе конечный результат. И здесь встаёт вопрос доверия. Если человек ничего не понял, но видел мои прежние работы, они ему нравятся, и он готов рискнуть — мы сработаемся. К тому же, если я не угадаю ожидания клиента, у нас есть 100% способ вернуть стену в прежнее состояние: во-первых, мои краски (я использую акриловые) легко стираются влажной тряпкой, во-вторых, всегда можно взять другую краску и покрыть ею стену прямо поверх рисунка. Раскрашивать стены — это не тот вариант, при котором «холст» будет безвозвратно испорчен, только время уйдёт и силы потратятся.
Ещё важным аспектом в росписи стен будет подбор плейлиста. Серьёзно! Недавно я приступила к нанесению очень нежного изображения прекрасных светлых цветов, а в наушниках играл Канье Уэст. В общем, довольно скоро я осознала, что работа очень сильно стопорится: агрессивный рэпчик совсем не сочетался с благостными природными мотивами. Пришлось поискать что-то другое.
Ещё один прикол моей работы — это промывка кистей. Не побоюсь этих слов: как же меня это выбешивает! Чистить их, возвращать инструменты в рабочее состояние — это так муторно, долго и неинтересно в сравнении со всем остальным процессом! Но от этого никуда не денешься. Забавно, на самом деле, что даже в таком, казалось бы, творческом деле, как роспись стен, чистого творчества — по факту две трети от всего процесса. Но это и логично: без материального невозможно созидательное.
Первая работа могла стать последней
Однажды одна пара заказала у меня симпатичный рисунок. Я приехала, отрисовала, показала результат заказчику — он был дома, а девушка находилась в отъезде. И ему, и мне рисунок очень понравился, так что мы его сфотографировали и прислали заказчице. А вот она расстроилась: по её мнению, не хватало листьев и других деталей. Я, конечно, огорчилась и уже была готова доработать рисунок, но через пару дней. Однако когда девушка приехала домой и увидела работу вживую, все её сомнения отпали. На фото почему-то арт-объект выглядел куда более бедно, бледно или вообще не таким, каким был на самом деле — и девушка сразу это поняла, как только оказалась перед стеной.
В итоге все оказались довольны и рады, что я не успела ничего переделать. И такое случается — хорошо, что заканчивается нормально и вовремя.
Самая запоминающаяся работа была по совместительству одной из самых сложных. Мы с заказчиками обговорили рисунок, я добралась до места — и оказалось, что структура стены не стандартная около-гладкая, а очень и очень пористая. Соответственно, такой «холст» «съест» много краски — гораздо больше, чем гладкие стены. На тот эскиз я предполагала потратить где-то 3 часа, а в итоге уехала домой только через 7. Зато заказчица была настолько душевная и крутая, что мы поддерживаем с ней связь до сих пор.
Мой друг как-то сказал: «Ксюш, ты делаешь стены уютными again». Это в полной мере описывает моё отношение к происходящему. У интернет-аудитории реакция схожая, да и друзья меня активно поддерживают.
Единственное неожиданное «фи» я услышала от своей мамы: когда у меня только возникла идея рисовать на стенах и на этом зарабатывать, мама промолчала. После реализации первых задумок, когда я заработала первые деньги, она со вздохом расслабилась: «Как хорошо, а то я думала, что у тебя ничего не получится». Эта фраза застряла в памяти, но я отношусь к ситуации философски: бывает и такое, что матери знакомятся со своими детьми ближе, только когда тем уже тридцать.