Кто должен убирать квартиру после аренды — жилец или собственник
Фото: freepik
Бывают случаи, когда квартиранты съезжают и оставляют в съёмной квартире бардак: грязные полы, пятна на мебели, жирную плёнку на кухонном гарнитуре и даже еду (иногда — сильно просроченную) в холодильнике. И затем хозяину жилья приходится отмывать следы жизнедеятельности бывших жильцов и готовить квартиру к следующей сдаче. Чтобы защититься от такой ситуации, перед сдачей лучше внести в договор пункт о генеральной уборке.
Разбираемся, кто должен делать уборку квартиры после сдачи в аренду и как заключить договор по уборке между арендодателем и арендатором.
Как прописать генеральную уборку в договоре аренды квартиры
Договориться с жильцом об уборке при съезде нужно до подписания договора, в противном случае хозяин может получить грязную квартиру без денежной компенсации за уборку.
Уборку после аренды квартиры можно провести тремя способами.
- Привести квартиру в порядок самостоятельно.
- Пригласить клининговую компанию, которая профессионально уберёт все помещения.
- Отдать деньги собственнику недвижимости, чтобы он сам позаботился о чистоте квартиры.
Чтобы быть уверенным, что арендатор приведёт квартиру в порядок и при выезде передаст чистое помещение, нужно обозначить финальную уборку в договоре аренды. Обычно эту обязанность прописывают в разделе «Порядок передачи и возврата квартиры» примерно так:
«При прекращении Договора Наниматель обязан вернуть Наймодателю Квартиру свободную от имущества Нанимателя в том состоянии, в котором он её получил с учётом естественного износа и предусмотренных Договором изменений.
Генеральная уборка жилого помещения осуществляется силами Нанимателя. Если квартира при подписании акта приëма-сдачи не соответствует условиям по чистоте, то клининг оплачивается либо арендатором, либо из суммы залога».
При этом, конечно, стоит учитывать, что у разных людей понятия о чистоте разнятся: для одного квартира чистая, если её пропылесосили, для другого порядок в квартире заключается не только в удалении видимой на глаз грязи, но и в чистке сантехники и мытье всех окон. Чтобы обозначить фронт работ более конкретно, нужно составить приложение к договору в виде памятки по уборке квартиры после аренды.
Памятка арендатору квартиры для генеральной уборки перед выездом
При наличии памятки пункт в договоре найма станет конкретнее: будут прописаны конкретные действия, которые должен выполнить арендатор. Об этих требованиях нужно говорить в момент подписания договора найма.
Фото: freepik
Прежде всего владельцу квартиры, которая сдаётся в аренду, стоит определить, как он сам понимает, что такое генеральная уборка. Вот, например, какие обязанности арендатора можно прописать в рамках этого термина:
- освободить все шкафы в квартире от личных вещей;
- очистить плиту, кухонный гарнитур, холодильник, микроволновку от следов жира и пятен;
- вымыть сантехнику на кухне, в туалете и в ванной комнате от следов известкового налёта и ржавчины;
- помыть пол во всей квартире;
- вытереть пыль со всех поверхностей, включая батареи, перекладины на дверях, плинтуса;
- промыть окна в гостинной и спальне с внешней и внутренней стороны;
- постирать шторы, подушки и покрывала, которые были в квартире;
- сделать химчистку дивана;
- привести в рабочее состояние все поломки в квартире.
Не стоит настаивать на всех тонкостях и деталях генеральной уборки, а также просить сделать трудновыполнимые действия — например, помыть панорамные окна балкона на 8 этаже. Если у собственника слишком много требований, жильцов найти будет трудно.
Даже если в списке указаны только несложные действия, многие жильцы всё равно забывают или считают, что не обязаны делать уборку перед выездом из съёмного жилья. В таком случае следует напомнить, что, если квартиросъёмщик не приберётся сам, по условиям договора хозяин квартиры может вычесть из залога сумму на клининг.
Важно понимать, что этичнее всего составлять памятку уборки для жильца, если арендодатель сдал квартиру в хорошем и чистом состоянии: без пятен на мебели, жирной плёнки на ящиках кухни и неприятного запаха в холодильнике. А если жильцу пришлось отмывать квартиру неделю, чтобы находиться в ней было приятно, требовать его провести уборку из 10 этапов по списку после выезда — как минимум нетактично.
Сколько стоит генеральная уборка квартиры после квартирантов
Бывает так, что жилец занят переездом в новую квартиру, и времени на тщательную уборку в старой у него нет. Это понятно: нужно собрать и упаковать вещи, перевезти их на новое место, разложить и прибраться, при этом успевать ходить на работу и вести быт. В таком случае уборка в старой квартире, что логично, будет сделана плохо или не сделана вообще. Тогда лучше сразу договориться со старым жильцом об оплате уборки и вызвать клининг.
Вычислить среднюю стоимость уборки можно на Яндекс Услугах. Например, в Екатеринбурге поддерживающая уборка однокомнатной квартиры в среднем стоит 1000 рублей, а генеральная — от 2500. В Москве цены будут выше примерно в два раза. Подобные цифры стоит озвучить или прописывать в договоре, чтобы наниматель понимал, к каким расходам готовиться.
Фото: freepik
При выборе компании или специалиста также важно прочитать, что входит в стоимость уборки, а какие услуги предоставляются за дополнительную плату. Например, в генеральную уборку в указанную цену обычно не входит мытьё окон и бытовых приборов (например, духовки и холодильника) изнутри.
Кратко об уборке квартиры после арендаторов
- Чтобы закрепить устные договорённости, в договор можно внести пункт о том, что наниматель обязан провести генеральную уборку после выезда. Обычно такой абзац добавляют в разделе «Порядок передачи и возврата квартиры».
- Жилец может провести уборку сам, вызвать клининг или отдать деньги на услуги клининга собственнику. Стоимость уборки можно также вычесть из залога.
- В приложении к договору можно прописать весь перечень работ. Его нужно обсудить и согласовать с арендатором до подписания договора.