Для выходцев из советского времени воспоминания о жизни в коммунальных квартирах часто становятся чем-то не очень приятным — тем, что хочется скорее забыть и никогда к этому не возвращаться. Но представьте: есть люди, которые стремятся жить сообща, в одном доме, и получают от этого искреннее удовольствие! Директорка питерского коливинга Triglinki Насиба рассказала о том, каково это — делить жильё с незнакомцами, о бытовых мелочах современной «коммуны» и об авторском дизайне дома, повторить который ещё раз вряд ли когда-то удастся.
«По образованию я театральная актриса. Среди моих хобби есть и шитьё одежды, и лепка из глины, и фотография, и конечно, любимая работа. В коливинге я занимаю руководящую должность: слежу за всеми передвижениями и процессами в структуре проекта, набираю команду, провожу собрания, даже делаю ремонт и декорирую пространство для ивентов! Ещё я мама, и вся наша семья живёт здесь же, в Triglinki.
История создания первого в России коливинга
Создателем и идейным вдохновителем первого в России коливинга стал Руслан Ларочкин. Восемь лет назад ему пришла идея о том, чтобы создать такое место, где люди могли бы жить как добрые соседи. При этом они могли бы творить, расти вместе и помогать друг другу.
Необходимо было создать такой проект, где всё, что нужно, вмещалось бы под одной крышей. Так в итоге и случилось: сейчас здесь, в этом коливинге, есть место и для жизни, и для коворкинга, и для ивентов. Даже кофейня имеется. Получилось такое здание, из которого жильцу необязательно куда-либо выходить: вся жизнь вполне гармонично и разнообразно протекает прямо внутри одного дома.
Одной из основополагающих мыслей Руслана при создании Triglinki была идея о безопасности пространства, поэтому на территории дома запрещены алкогольные и наркотические вещества. А вот атмосфера семейности — это то, что мы поощряем, культивируем и очень бережём.
Когда идея из неоформленных мыслей преобразовалась в понятную цель, Руслан собрал инициативную группу. Благодаря посту в VK нашлись ребята, которые подхватили концепцию совместного проживания людей со схожими убеждениями.
О смыслах коммуны XXI века
«Коливинг» — понятие довольно новое. Раньше его синонимом было слово «коммуна». Люди в коммуне тоже жили вместе, потому что в сплочённой команде всё получается проще. Со временем этот образ жизни получил новое название, «коливинг», означающее «совместное проживание».
Мы верим, что такой формат соседствования вмещает в себя всё то, что действительно нужно для жизни в современном творческом обществе. Ты, например, сценарист, который написал сценарий. Конечно, хочется его реализовать. И — вот радость — у тебя в соседях такие же творческие люди, готовые подхватить практически любую идею. Вот актриса, вот кинооператор, а вот и декоратор нашёлся. Один день — и целая команда для съёмки фильма в сборе. В коливинге это реально: здесь рядом всегда есть люди, к которым можно обратиться. Нет одиночества, присущего современности.
Ремонт в 100-летнем особняке
Мы живём в очень красивом здании — это особняк XIX века с площадью в 500 квадратных метров. Сюда даже водят экскурсии! Учитывая историчность здания, нас при переезде немного пугал вопрос ремонта. Он по итогу продолжается до сих пор: мы живём здесь уже два года и постоянно что-то дорабатываем. Но то, что пугает, то нас и привлекает: мы люди, которым нравится делать всё своими руками, обустраиваться, и поэтому к условиям соседства с ремонтом приспособились легко.
Мы стараемся сохранить красоту исторического здания: для этого восстановили полы из красного дерева, покрасили стены, аккуратно относимся к лепнине и каминам. С начальной отделкой очень помог арендодатель: мы ничего не демонтировали, а по большей части занимались и занимаемся наведением эстетической красоты. Разве что обновили краску, где это было необходимо, а заодно «отрыли» очень красивую паркетную «ёлочку» под цементом и восстановили её.
По сути было так: мы сформировали некое понимание, как всё должно выглядеть, сделали схему, где и что будет находиться, какие комнаты хотим видеть в доме, и после этого приступили к осуществлению задуманного. Нам помогали друзья и волонтёры. Самое глобальное — это восстановление полов: их было необходимо трижды покрыть лаком, и для этого вызывали специалистов, потому что хотели, чтобы они в итоге были как в Эрмитаже.
Всё остальное — из разряда «важных мелочей»: убирали пыль, вымывали 100-летнюю грязь, очищали очень красивую парадную и «подделывали» кое-какой функционал — прибивали плинтусы и ремонтировали окна, которые из-за старости продувают. Наш ремонт в итоге свёлся к украшению и приведению дома в тот вид, в котором приятно жить.
Какая она — «Нора» Уизли в реальности?
Получившуюся атмосферу дома мы называем «Своим Хогвартсом». Здесь смешались разные стили, взгляды на мир нескольких художников и элементы декора. Для нас очень важно делать дом максимально интерактивным, поэтому каждый его кусочек не похож на другой. Где-то он консервативный, в другом месте — абсурдистский, местами похожий на картинную галерею. Есть даже спортивный уголок!
Наш дом можно рассматривать часами: это видно по гостям, ходящим к нам на экскурсии. Многие останавливаются и вникают в детали, а нам это в радость: мы дотошно относимся к атмосфере этого места и стараемся хорошо заполнить его эстетикой во всех направлениях.
В каждой комнате есть своя микроатмосфера. Где-то отделка выполнена в стиле минимализм, где-то имеет исторический вайб 30-х годов. Бальный зал остался бальным залом — мы только подсветили его красоту и восстановили полы.
Самая самобытная комната в доме — кухня. Это место встречи всех жильцов коливинга, сердце дома. На кухне у нас огромное множество разных гирлянд, цветов, картин. Кухня по атмосфере очень ярко соотносится с домом семьи Уизли, «Норой», где много разных предметов. Они интересные и забавные, а ещё здесь всё постоянно движется и меняется...
Дизайн нашего дома такой яркий и неординарный именно потому, что его населяют такие же жильцы и дом делается их руками. Самое интересное, что мы не приходим к этому намеренно, так получается само собой. Если людям нравится украшать дом, не украшать его просто невозможно! Когда таких людей много (а в нашем коливинге их много), то дом получает «вспышку дизайна» — и становится ярким, творческим и совершенно непохожим на другие дома.
О быте и «английской среде»
В коливинге живёт 40 человек. Мы дежурим, клининг не вызываем — просто сами следим за чистотой в доме. Цена на проживание в таком формате средняя, даже иногда маленькая (летом за ЖКУ платим меньше, зимой из-за отопления больше). Наш коливинг — это история про внутренние ценности, развитие, а не про бизнес.
Утренних стандартно-коммунальных очередей нет: у каждого постояльца свой уклад, свой режим дня, да и в доме много санузлов. Разный график даёт возможность всем сосуществовать комфортно, в доме никогда не бывает столпотворения. Мне было бы очень одиноко жить в четырёх стенах где-то в большом городе, а здесь — уютно, спокойно и хорошо: всегда в доме есть какое-то движение и вечная поддержка соседей.
У нас есть «огоньки», собрания по вторникам. Мы с домом собираемся и обсуждаем бытовые и личные вопросы. Живём достаточно открыто — это может показаться чем-то околосектантским, но это не так: мы просто стремимся сделать так, чтобы ощущение «с нами соседствуют незнакомцы» испарилось. Мы знаем друг друга, считаем своих соседей семьёй, вежливо относимся к настроениям и желаниям постояльцев, принимаем их и всегда стараемся понять и помочь.
«Дни тишины», если они нужны, тоже есть. Например, в один из четвергов мы договорились не общаться, и каждый был только в своих мыслях. Ещё как-то у нас была «английская среда» — мы говорили в этот день только на английском. Наш коливинг даёт ощущение детского лагеря, где можно придумывать разные события и всецело наслаждаться ими.
Почему коливинг — это удобно
Я живу здесь уже пять лет и искренне считаю коливинг самой лучшей и удобной вариацией проживания в большой городе. Нам никогда не бывает одиноко. Очень важно понимать, что все постояльцы Triglinki хотят здесь быть, а не живут так из-за нужды. У нас даже есть анкетирование: это, пожалуй, главное отличие коливинга от коммуналки. Мы выбираем своих соседей, как бы цинично это ни звучало.
Наш коливинг имеет направление на зоо- и природозащитную тематику: мы сортируем мусор (более 30 фракций на территории дома), много всего сдаём на переработку, читаем лекции об экологичном образе жизни. Все жильцы коливинга придерживаются одних и тех же ценностей, что очень круто и заряжает.
В Triglinki создалась такая утопическая атмосфера, что многие наши подписчики даже не верят, что такое действительно может быть. Но добиться этого реально: нужно просто придерживаться определённых правил (например, чтобы общение имело исключительно ненасильственный характер, чтобы соблюдались личные границы и так далее). А ещё важно не бояться заменить привычный образ жизни на другой, обновлённый формат совместного ведения быта — не с незнакомцами, а с истинными единомышленниками.
Фотографии из архива героини статьи