Как спасти идеальную квартиру в историческом доме: история ремонта
Из новой просторной трёхкомнатной квартиры в питерском районе Коломне наша героиня Мария уже после первой встречи твёрдо решила убрать всю роскошь 1990-х: красные ковры на стенах, кровать с балдахином, навесной потолок и обои на потолке. Как удалось спасти исторический облик квартиры и создать свою зону комфорта, Мария рассказала нашему журналу.
«Я переехала в Петербург из Москвы в 2009 году. В Москве я росла в районе станции метро Кожуховская. Это близко от центра — до Китай-города можно доехать за 15 минут, но с 16-го этажа нашего типового панельного дома я видела пустырь с торчащей арматурой, авторынок и гаражи. Поэтому когда я переехала в Питер, мне было важно поселиться не где-то на Парнасе или Дыбенко (хотя я не имею ничего против этих районов), а поближе к центру. Для меня Петербург — это малоэтажная застройка 19 века, высокий потолок с розеткой по центру, большие окна, оригинальный паркет. К тому же в Питере жильё в старом фонде для аренды и покупки традиционно гораздо доступнее, чем в Москве.
До переезда в питерскую Коломну мы с мужем жили в однокомнатной квартире с балконом площадью 32 квадратных метра на Пяти углах. Это место пересечения Загородного проспекта с улицами Разъезжей, Рубинштейна и Ломоносова. Однушка в старом фонде Питера, да ещё и с балконом — это было чудо. Мы провели в ней прекрасные семь лет, но поняли, что надо расширяться. В Петербурге ещё осталось много квартир в старом фонде с лепниной, высоким потолком, эркером, печкой и наборным паркетом. Я рассматривала их на сайтах недвижимости и с нескрываемой завистью и мечтала когда-нибудь поселиться в чём-то подобном.
В октябре прошлого года мы запустили процесс поиска. Так совпало, что у нас с мужем у обоих в это время был очень насыщенный рабочий период, поэтому мы разделялись. Какие-то квартиры смотрели порознь, а потом пересказывали друг другу увиденное. Мы рассматривали объекты на Васильевском острове и в Коломне. Стоимость квартир в этих районах позволяла одновременно расшириться и не уехать из центра. Квартиры, расположенные близко к Эрмитажу и Зимней Канавке, стоят заоблачно — от 20 миллионов. Такие варианты мы даже не рассматривали — у нас не было такого бюджета.
Свою однокомнатную квартиру мы продали за 10 миллионов рублей. Это достаточно дорого для жилья площадью 32 квадратных метра. Но наша квартира была эксклюзивным объектом: логичная планировка, идеальный ремонт, балкон, туристическое место. В 50 шагах — метро Владимирская. Крыша — лучший наблюдательный пункт на башню Пять углов. Мы даже объявление не успели толком выложить — квартиру оторвали с руками.
Тадж-Махал из объявлений
А вот новая квартира, которую мы в итоге купили, в объявлении выглядела жутковато. Здесь был просто Тадж-Махал. Потолок был оклеен разноцветными обоями, стены «украшали» ковры и арки из гипсокартона, а над кроватью висел балдахин. Ремонт был сделан в 1990-е, и для того времени это был просто дворец. Но когда мы зашли в квартиру, нам хотелось тут же выйти — из-за всей той шелухи, которую привнесли прежние хозяева.
Решающим фактором для нас стала планировка этого жилья. Было понятно, что потенциально это очень перспективный объект. Окна квартиры выходят на две стороны: гостиная с кухней смотрят на улицу, а две жилые комнаты — во двор. Располагается квартира на четвёртом этаже из четырёх, дом 1856 года постройки, высота потолков — 3,2 метра, — 83 квадратных метра.
Мы продали свою квартиру за 10 миллионов и рассчитывали купить новую за эту же сумму, но 3 300 000 рублей пришлось взять в ипотеку. К сожалению, мы совершенно не заложили денег на ремонт. Было ощущение, что надо вывернуть все карманы и сделать главное – купить стены, площадь. А дальше уже чем бог пошлёт. Но сразу было понятно, что не получится ничего оставить так, как есть. Пол, стены, потолок, электрика, батареи, окна, сантехника — в новой квартире всё нужно было менять. От прежних хозяев остались разве что красивые дверные ручки, но и они не подошли к нашим дверям, поэтому и их пришлось поменять.
Эстетика старой петербургской квартиры
В декабре мы заключили сделку, а в январе начали ремонт. У нас есть подруга Лера — и она прекрасный дизайнер. Дизайн она нам придумала бесплатно — но с условием, что мы не будем с ней спорить и со всем согласимся. Я доверяю её вкусу, поэтому это условие мы приняли с радостью.
Идея была такой: хотелось сделать отсылку к старой петербургской квартире. Но когда выяснилось, что под слоями советского шика не сохранилось ни паркета, ни розеточек на потолке, а только добавились некрасивые окна 80-х годов, нужно было, в первую очередь, очистить квартиру от этих наслоений.
Мы не пытались ничего повторить детально. В конце концов, как теперь узнать — как тут всё было на самом деле? Но мы попытались передать стиль и дух старой квартиры. Я всю жизнь живу с идеей, что если что-то уже уничтожили до тебя, то возвращать всё как было не нужно. Это представление изменила Лера, наш дизайнер. Она предложила сделать по кромкам потолка багеты, которые бы имитировали лепнину. Мне в голову не приходило, что лепнину можно просто сделать заново. На пол в кухню мы заказали плитку, как лежала в старых петербургских парадных: молочные октагоны с голубыми ромбиками. Кстати, в Публичной библиотеке на полу лежит примерно такая же.
Наша плитка приехала к нам с семейного предприятия в подмосковном Раменском. Кухня у нас тоже будет голубой — в тон к этому ромбику на полу.
В остальном наш дизайн минималистичный — деревянный паркет, белые двери. У нас просторная гостиная, объединённая с кухней, в ней много света и пространства. Две другие комнаты площадью по 16 квадратных метров были комнатами-трамваями. Их форма — прямоугольники, вытянутые к окнам. Это не самый удачный вариант: заходишь — и видишь тоннель с окнами в конце. Лера предложила от каждой комнаты отсечь кусочки. В одном усечённом фрагменте у нас получился кабинет, а в другом будет гардеробная. За счёт этих отсечений создаётся ощущение, что у нас четырёхкомнатная квартира с кухней-гостиной.
Предыдущие хозяева проделали в стенах пару ниш, которые мы с дизайнером решили не закладывать. Помимо этого они закруглили проход из гостиной в спальню. Мы долго не понимали, что с этим делать, но оставили это закругление: с учётом общего стиля и восстановленной лепнины, это похоже на колонны. Сейчас это очень модно, но все острые тренды через десять лет выглядят так себе. Поживём — увидим.
Строительная бригада взяла с нас 1 800 000 рублей за все работы, не включая оплату труда сторонних привлеченных специалистов. Ещё примерно 2 миллиона ушло на покупку мебели и отделочных элементов. Мы решили делать деревянные окна — это стоило около 450 000 рублей, потому что окон у нас пять и мы решили повторить историческую расстекловку: окна изнутри белые, а снаружи коричневые, чтобы на фасаде дома не торчали белые рамы.
Вместо ламината мы выбрали паркетную доску, стоимость которой — около 300 000 рублей. Сейчас мы докупаем мебель: почти вся она будет делаться на заказ, в том числе кухня, шкафы, подвесной столик в кабинет. Когда мы приценились к стоимости деревянных дверей, то ужаснулись и пошли на компромисс: выбрали сращенный массив хвойных пород и МДФ, снаружи двери покрыты искусственным нанотексом.
Мы решили, что ремонт сразу будет в «чистовом» виде. Никаких «отложить на потом» и «доделать позже». Я поняла, что, полноценно живя в квартире, какие-то вещи я менять уже не буду. Лучше сразу занимать деньги, продавать аппаратуру и вкладываться максимально. По опыту моего прошлого ремонта, то, что мы не сделали сразу, мы не сделали уже никогда.
Минусов у квартиры не так много, но они есть. Во-первых, мы живём на четвёртом этаже без лифта и заходим со двора, с чёрной лестницы. Во-вторых, это последний этаж, поэтому всегда остаётся риск протечек старой крыши. Зато здесь толстые стены, поэтому никакие посторонние шумы нас не беспокоят. Стены с одной стороны граничат с лестницей, соответственно, соседей там нет, а с другой — с соседями, которых мы никогда не видели. Видимо, они заходят через другую парадную.
В предыдущей квартире у нас был ужасный напор воды, и мы боялись, что здесь будет так же: тоже верхний этаж, поэтому вода, идущая снизу, могла просто не доходить до верха. Но наши страхи не оправдались — всё хорошо.
Коломна моей мечты
Нам очень нравится район, в котором мы живём. Коломна располагается на задворках центральных улиц и не считается парадным центром, как Миллионная или Морские улицы. При этом это старая застройка. Помню, как в детстве мама водила меня в этот район в Мариинский театр, когда брала с собой в Питер в командировку.
Я — фотограф, и когда жила на Пяти углах, часто проводила здесь фотосъёмки. Это ещё не вылизанный на потребу туристам центр, здесь течёт своя, немного провинциальная, тихая жизнь. Мы хотели жить рядом с водой, а в Коломне раньше находилась Морская слобода. Канал Грибоедова, Фонтанка, Семимостье, да и сама Нева, Английская набережная — всё здесь.
Параллельно с переездом мы арендовали помещение под фотостудию-мастерскую. Она находится примерно в 50 метрах от нашего дома. Отдельный кайф — тратить на дорогу до работы 5 минут.
Здесь же находится синагога, рядом с ней магазин, в котором мы покупаем невероятные фрукты и хумус. По субботам он не работает — шаббат.
Если вы когда-нибудь остановитесь или поселитесь здесь, советуем посмотреть закат на Английской набережной, по пути пообедав в Новой Голландии. Сходить в дом-музей Блока на Пряжке, посидеть в садике возле Никольского собора, выпить кофе в Лендоке возле дома Веге или в Никольских рядах, прогуляться по каналу Грибоедова возле Львиного мостика. Здесь всё дышит искусством, театром, музыкой. Рядом с нами — и Мариинка, и Консерватория, и Дом Музыки, и несколько музыкальных училищ.
Фотографии предоставлены героями статьи