«Панельки — это не столько про депрессию, сколько про вдохновение»: история основателя бренда знаменитых ночников-хрущёвок Anokhin Nikita Store
Что первое приходит в голову, когда мы вспоминаем спальные районы? Конечно же, панельки. Сегодня блочные дома — это не просто постройки, а часть культурного кода нашей страны. Но вообще панельки любят не только в России. С каждым годом спрос на советскую архитектуру лишь растёт: брежневки и хрущёвки «оккупировали» чуть ли не весь мир. Правда, в обличии компактных и привлекательных ночников. Никита основал бренд Anokhin Nikita store, знакомый многим как раз по светильникам-панелькам, и поделился с нашим журналом историей своего пути, а также рассказал, почему круто иметь дома собственную брежневку.
За вдохновением поезжайте в Гольяново
Я прошёл долгий путь творческого образования — от художественной школы до института. Учился на художника-постановщика в театре. На парах нам говорили, что художник-постановщик должен быть ещё и архитектором, геометрия была у нас чуть ли не главным предметом. Большое внимание уделялось макетированию — мы делали очень много декораций, и вот это занятие нравилось мне больше всего. Я не любил рисовать эскизы, да и в принципе не любил учиться, зато обожал делать макеты. Здесь-то и зародилось зёрнышко.
После окончания института пришлось искать работу. С театром сразу не сложилось — там нужно слишком много думать. Сначала решил работать скульптором, но как-то не понравилось. Зато явно чувствовал тягу к тому, чтобы делать что-то своими руками. У меня была масса идей, Anokhin Nikita store — лишь одна из них. Весь этот путь — от отрицания театра до хенд-мейда — мы прошли вместе с женой, а на концепцию бренда нас вдохновило Гольяново в Москве — какое-то время мы существовали среди блочных домов. Оказалось, что панельки — это не столько про депрессию, сколько про вдохновение, про свет.
Первые сложности
Формат ночников в виде панелек сложился в голове очень чётко. С концепцией и макетированием всё понятно, но что делать с электричеством? Я не умел правильно работать со светом. Пришлось постепенно разбираться — брать советы, нанимать людей. Это был очень долгий процесс, потому что сходу довольно сложно найти хорошие комплектующие — например, красивые розетки, вилки, провода, переключатели, а ведь хочется, чтобы всё было эстетичным. Когда ты новичок, это практически нереально сделать: постоянно натыкаешься на какой-нибудь брак. Изначально мы заказывали провода и переключатели на заводе и попадали в ситуацию, когда две из десяти вилок стабильно оказывались нерабочими.
Сейчас мы занимаемся подбором вручную и получаем совершенно другой результат. За последние несколько лет у нас не было ни одного случая замыкания или перегорания. Техника совсем не сложная, она не требует огромных знаний, и в этом её удобство — всё состоит из лампочки, провода и переключателя.
Ассортимент
Наша главная продукция — ночники. Их три вида — «Свечка», «Брежневка» и «Хрущёвка». Самый популярный светильник — «Брежневка». Это очень лаконичная модель — с идеальной квадратной формой и белым цветом. Но остальные не менее классные!
В ближайшем будущем мы планируем выпустить бетонный ночник в виде маяка Анива, который стоит на Сахалине. Я подумал, что это будет интересно и символично, ведь мой папа оттуда родом. Вообще бетон — очень практичный материал. Но есть большой минус — несмотря на прочность, его всё равно трудно перевозить. Именно поэтому мы отказываемся от бетонного основания ночников и отдаём предпочтение деревянному. Но не в случае с маяком: здесь отступать уже некуда!
Тонкости производства
Разработка новой идеи — это очень долгий процесс. Сначала всё рисуется, потом моделируется. Самое сложное — найти нужный размер изделия. У всех ведь разные дома — кто-то живёт в роскошных дворцах, кто-то — в маленьких хрущёвках. Наша задача — сделать продукт, который подойдёт всем и отлично встанет в любую квартиру. Мы создаём универсальные ночники — они довольно компактные, так что помещаются на рабочий стол, а ещё их удобно транспортировать. Ночники-панельки — это конструктор: можно менять детали, увеличивать общий размер или количество этажей. По сути, все изделия индивидуальны, ведь каждый хочет сделать дом, в котором он когда-то жил.
Производство светильников тоже занимает длительное время. Сначала мы заказываем базовую резку фанеры, шлифуем привезённые детали, покрываем их лаком и отправляем на покраску. Далее печатаем текстуру нужного дома и начинаем склеивать его фрагменты. Чтобы вы понимали, мы вручную вырезаем маленькие балкончики, склеиваем их и раскрашиваем. Изначально я планировал ускорить производство с помощью уже напечатанных деталей, но ручная работа дарит изделию «жизнь». Следом мы печатаем пластиковые окна с разными картинками. Обычно клиенты вставляют свои изображения, и так получается не обезличенная постройка, а нечто памятное и персонализированное. Потом собираем основание и электрику, а после остаётся только отправить продукт покупателю. Всё это занимает около недели. Пока получается делать около 50 ночников в месяц.
Другой тип товаров для дома, которые мы делаем, — это кашпо. Технология их производства, конечно же, отличается. Здесь речь идёт о бетоне. Сначала мы рисуем изделие и отдаём художнику-модельщику (это длительный процесс согласования). Далее мы печатаем несколько тестовых вариантов макета и выбираем оптимальный размер, потому что, покупая бетонное изделие в магазине, покупатель всё-таки хочет дойти с ним до дома, а не упасть на полпути. Потом печатаем мастер-модель на фотополимерном принтере. Шлифуем, шпаклюем, отправляем на формовку и печатаем кожух. Следом заливаем внутрь силикон под давлением и получаем форму изделия, которую наполняем бетоном. Мы используем дорогой белый бетон высокой марки. Добавляем туда песок и немного фибры, которая защищает изделие от растрескивания.
Плагиат для слабаков
В первый год я не мог спокойно спать из-за плагиата, а сегодня такие ситуации меня забавляют. В последнее время появилось много людей, делающих аналогичные ночники в форме хрущёвок. Мы сравнивали наши изделия с репликами и нашли главное отличие — размер. Наши домики просто малышки по сравнению с гигантскими и малопрактичными конструкциями других производителей. Вдобавок к этому, когда знающие люди видят ночники-хрущёвки, они думают, что это наш продукт: он не ассоциируется с кем-то ещё, так что это очень хорошая реклама. Первый год мы пытались как-то давить на моральные качества плагиаторов, чтобы у них проснулась совесть, но поняли, что это бесполезно, потому что у всех одна и та же отмазка: «Это не вы придумали хрущёвки, а Ле Корбюзье, так что отстаньте!»
Не секрет, что панельки любят не только в России. Мне кажется, за время существования бренда мы сумели отправить ночники практически во все страны мира — даже в Новую Зеландию! Больше всего наших светильников в Австралии и США.
Сегодня наша команда включает в себя не более десяти человек. Мы мечтаем о масштабировании, но при этом опасаемся превращения камерной мастерской в обыкновенный завод — не хотелось бы получить такой исход. Anokhin Nikita store всё-таки больше про идею, чем про бизнес.
Почему стоит покупать изделия ручной работы
Многие из нас хотят иметь индивидуальную вещь. Пригласить друзей домой и сказать: «Смотрите, какая у меня классная штука стоит!» Когда человек делает что-то руками, он вкладывает в это всего себя, своё видение и настроение. В изделии всегда чувствуется любовь мастера, в отличие от конвейерного производства. Я и сам покупаю изделия ручной работы. Моё самое любимое — это лампа в виде птицы: влюбился в неё с первого взгляда. Такие вещи уникальны — их не найдёшь на маркетплейсах.
Фото героев статьи