«Удачи тебе сегодня, и завтра, и послезавтра, и послепослезавтра» — такая надпись украшает одну из многих чудесных чашек ручной работы Кати Сойки. Основательница бренда «soyca» делает милую минималистичную посуду из керамики — и очень радуется своему делу. Мы поговорили с Катей о том, как организовать мастерскую у себя дома, о «зайцах для такси» и о том, каково это — зарабатывать, не работая.
Хобби как медитация
Я занялась керамикой спонтанно, в марте 2022 года. Мне нужно было какое-то спокойное дело, в которое можно было бы уйти с головой и не думать хотя бы пару часов о том, как стремительно меняется мир вокруг. Тогда я случайно обнаружила рядом с домом студию керамики — и понеслось. Мне очень понравилась по общению одна мастерица, которая там работала, и я без сомнений купила у неё курс обучения керамистике.
Мне всегда было близко всё, что связано с обустройством дома. Уютные и функциональные вещи — это прямо моё. Так что довольно скоро звёзды сошлись и стало понятно: керамика — это то, что было нужно. Очень медитативное, спокойное хобби, которое довольно легко освоить без долгого обучения или больших денежных вложений — одни плюсы!
Мастерская по керамике не выходя из дома
В самом начале занятия новым хобби у меня, честно сказать, особо ничего не получалось — из-за этого было просто неловко идти работать сразу в студию, рядом с другими, более опытными мастерами. Хотелось что-то уметь делать самостоятельно перед тем, как арендовывать полноценную мастерскую. Поэтому я, поразмыслив, закупила необходимые материалы, набор инструментов и сделала студию прямо дома — и не пожалела!
Оказалось, что на этапе «знакомства» керамика не занимает много места и ей легко заниматься даже в домашних условиях. А с финансовой точки зрения — это ещё и выгодно. В итоге на момент начала увлечения керамикой и создания собственной студии я потратила чуть меньше 15 тысяч рублей:
- глина (10 кг) — 1700 рублей;
- подглазурные краски (6–7 цветов) — 2000 рублей;
- прозрачная глазурь (500 мл) — 500 рублей;
- стеки, кисточки, скребки, губки — 1000 рублей;
- стеллаж для хранения б/у — 1500 рублей;
- пара корзин и контейнеров — 2000 рублей;
- турнетка (это такой вращающийся круг, с его помощью удобнее лепить) — 5500 рублей.
«Место действия» работы разместилось прямо в спальне. Это на удивление совсем не сильно мешало жить. В день я могла создать не больше двух изделий, так что и сами вещи не занимали много места. Потом всё, слепленное дома, относила на обжиг в мастерскую.
Конечно, если бы я создавала мастерскую сейчас, имея тот опыт, который получила ранее, то выделила бы под керамику целую комнату — это всё же удобнее с точки зрения постоянной уборки-разборки инструментов. Да и психологический комфорт никто не отменял: для мозга лучше, когда дома есть чёткое зонирование пространства и после работы вы приходите и расслабляетесь в спальне, а не попадаете в любимую, но всё же мастерскую.
Логичное продолжение домашней студии — коворкинг-пространство. Снять там местечко, спокойно уходить на работу (если ваше хобби и есть ваша работа), с чистым сердцем возвращаться домой — это прекрасно. Кстати, если вы планируете зарабатывать на керамике, то аренда коворкинга — практически неизбежный этап вашего становления как профессионала. С другой стороны, если керамика для вас просто душевное хобби, то и домашней студии будет более чем достаточно.
Я не работаю, но зарабатываю — благодаря керамике
Иметь доход от любимого дела — очень приятно. По факту я никогда не работаю: просто делаю то, что доставляет удовольствие, и получаю за это деньги. Мечта? Реальность!
На начальном этапе, понятное дело, без финансовой подушки безопасности обойтись было невозможно. Она позволила мне спокойно тратить время на обучение и жить совсем без дохода, пока не наладятся производство и продажа изделий.
Керамика начала приносить прибыль где-то полгода назад. Сначала это были довольно скромные суммы в 10 000 — 15 000 рублей в месяц. Сейчас я с лёгкостью зарабатываю около 40 000, и с каждым месяцем цифры растут.
Не хочу лепить зайцев в такси!
Всегда забавляет, когда люди узнают, что я керамистка. Они начинают заваливать меня вопросами о том, могу ли я сделать то или иное изделие. Один раз я ехала в такси на другой конец города, завязался разговор. Водитель поинтересовался, кем я работаю, после чего всю поездку донимал, чтобы я вылепила ему керамического зайца, и объяснял, какой конкретно зверь ему нужен.
По завершении поездки я поставила ему пять звёзд, так как человек он хоть и настойчивый, но всё-таки приятный. Но также написала в поддержку сервиса, чтобы она убрала возможность у этого водителя принимать мои заказы. Объяснила это довольно коротко: «Водитель заставляет лепить зайцев, а я не хочу».
По-детски наивно и очень душевно
Начиная производство на продажу, я понимала: мне действительно важно, чтобы покупатель наслаждался изделием. Ему должно быть приятно и удобно им пользоваться, поэтому все свои творения перед продажей тестирую на себе. Так я могу удостовериться в том, что и покупателю будет комфортно.
Изделия, которые выходят из-под моей руки, максимально минималистичные, но имеют яркую черту — по-детски наивные рисунки и добрые, искренние надписи. А ещё каждое моё изделие уникально, ведь всё, начиная с лепки и заканчивая нанесением рисунка, делается самостоятельно, вручную.
Студия керамики дома: что нужно знать
- При работе с глиной очень важно иметь отдельную ёмкость, в которой можно будет мыть инструменты. Керамические массы нельзя смывать в канализацию — это очень быстро засоряет трубы.
- Не устанавливайте печь для керамики дома! Это очень небезопасно для здоровья и квартиры в целом. Арендовывать полку для обжига в керамических мастерских гораздо выгоднее и безопаснее.
- Не покупайте домой глазурь в порошках, даже если вы самый аккуратный человек в мире! Это тоже опасно для здоровья.
- Регулярная влажная уборка, хотя бы раз в два дня, поможет остаться здоровым человеком и сохранит рабочий настрой — в чистоте и дышится легче, и творить приятнее и продуктивнее.
Фотографии из личного архива Кати Сойки