Госпошлина за регистрацию права собственности: всё, что нужно знать о ней покупателю квартиры
Фото: Freepik
Если вы покупаете квартиру и готовитесь в скором времени стать собственником недвижимости, то наверняка уже знаете, что после сделки нужно будет обращаться в Росреестр для регистрации приобретенного права. А чтобы ваше заявление рассмотрели, придётся заплатить госпошлину.
Расскажем, что это такое, о правилах и сроках такого платежа, о том, сколько это стоит, где узнать реквизиты, существуют ли льготы и кому они положены.
Что такое госпошлина
Государственная пошлина — это плата за выдачу документов, регистрацию прав и другие юридически значимые действия, которые по заявлению гражданина совершают уполномоченные лица (например, нотариус), государственные или муниципальные органы (к примеру, Росреестр).
Чтобы зарегистрировать право собственности при покупке квартиры, необходимо заплатить госпошлину.
В какой срок нужно оплатить пошлину
Оплата госпошлины — одно из обязательных условий регистрации недвижимости, без этого документы примут, но рассматривать не будут. По закону, срок оплаты зависит от формы вашего обращения в Росреестр:
- до подачи заявления — если документы предоставляются в бумажном виде;
- после подачи заявления, но до его рассмотрения — если вы предпочли электронные сервисы.
Фото: user6702303
Нужна ли бумажная квитанция об оплате госпошлины
Закон «О государственной регистрации недвижимости» говорит, что заявитель не обязан предъявлять документ, подтверждающий оплату госпошлины, но может это сделать по своей инициативе. Информация об оплате поступает из банка в единую Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), поэтому необходимости в бумажных квитанциях нет.
Единственный нюанс заключается в том, что для передачи сведений требуется время. Обычно хватает одного рабочего дня, чтобы платёж отобразился в Государственной информационной системе. Но, к примеру, если вы пришли с документами в МФЦ сразу после визита в банк, где оплатили госпошлину, может оказаться, что информации об этом в системе ещё нет: она просто-напросто не успела подгрузиться.
В приёме заявления вам в такой ситуации не откажут, но рассматривать его не начнут, пока платёж не подтвердится и не отобразится в системе. При этом срок рассмотрения будут считать не с того момента, когда вы подали заявление, а со дня получения сведений об оплате госпошлины. Если же такие сведения не поступят в ГИС ГМП в течение 5 рабочих дней после вашего обращения, заявление с приложенными к нему документами вернут без рассмотрения.
Приложенная к заявлению квитанция или платёжное поручение с отметкой банка о проведённой оплате не заменит данных из ГИС ГМП — регистрирующий орган всё равно проверит поступление платежа. Но бумажный документ в любом случае служит подтверждением оплаты, а потому может ускорить рассмотрение вашего заявления и упростить решение проблемы, если платёж по какой-либо причине не прошёл.
Фото: katemangostar
Как проверить оплату пошлины
В неприятную ситуацию может попасть даже тот, кто оплатил пошлину полностью и в срок, но при этом, к примеру, допустил ошибку в реквизитах. Чтобы исключить недоразумения, полезно убедиться, что платёж действительно поступил по назначению.
Сделать это можно в отделении банка, через который проходила оплата (например, если вы платили наличными через кассу), либо онлайн — в приложении банка или на Госуслугах. Портал Госуслуг позволяет проверить платёж по квитанции, паспортным данным, ИНН, другим документам.
Где узнать реквизиты для оплаты и размер госпошлины
Размер пошлины устанавливается законом и зависит от плательщика (физическое лицо, то есть гражданин, всегда платит меньше, чем юридическое — организация или учреждение), а также вида государственной услуги. Так, в 2023 году размер госпошлины для физических лиц составляет:
- за регистрацию права собственности при покупке квартиры или жилого дома — 2000 рублей;
- за регистрацию права собственности на земельный участок (включая земли для ИЖС) и возведённую на нём недвижимость — 350 рублей;
- за регистрацию ипотеки — 1000 рублей;
- за регистрацию договора участия в долевом строительстве, соглашения о его изменении или расторжении, договора уступки права требования по договору долевого участия — 350 рублей.
Стоимость регистрации недвижимости не зависит от региона, а вот реквизиты для оплаты, к примеру, в Москве и Новосибирске будут различаться. Уточнить их можно в любом МФЦ, а если вы подаёте заявление в электронном виде, квитанцию для оплаты сервис сформирует автоматически.
Узнать актуальные реквизиты и скачать квитанцию на оплату госпошлины также можно на сайте Росреестра (важно: не забудьте убедиться, что в шапке сайта указан нужный вам регион). В разделе меню «Деятельность» выберите пункт «Государственные услуги и функции», а затем в правой колонке — «Кадастровый учёт и (или) регистрация прав».
Перейдите на вкладку «Стоимость, реквизиты и образцы платёжных документов», нажмите на кнопку с названием своего региона (по умолчанию открываются данные для платежей в адрес Центрального аппарата Росреестра) и выберите нужные реквизиты или готовый бланк квитанции. Здесь важно быть внимательным: реквизиты (и бланки) отличаются в зависимости от плательщика (юридическое или физическое лицо) и способа подачи документов (через МФЦ или через Росреестр).
Как оплатить госпошлину
Оплачивать госпошлину за регистрацию права собственности на недвижимость можно любым комфортным способом: наличными деньгами (например, через кассу банка) или безналичным платежом (например, в личном кабинете онлайн-банка или через приложение).
При подаче документов на регистрацию в МФЦ удобно оплачивать госпошлину на месте — через расположенный в учреждении терминал или кассу, но не возбраняется и оплата по полученной квитанции любым иным способом. Главное — сделать это вовремя, а способ в данном случае вторичен.
При подаче документов в электронном виде через сервис Росреестра заявитель обычно пользуется безналичной оплатой, но и тут жёстких требований нет — можно распечатать квитанцию и пойти с ней в банк, если так удобнее.
Чтобы избежать недоразумений, плательщиком при оплате следует указать того, на чьё имя регистрируется недвижимость. Если госпошлину оплачивает другой человек (например, законный представитель, действующий по доверенности), в платёжном документе обязательно нужно отметить, что он делает это от имени покупателя (будущего собственника).
Кто платит госпошлину, а кто от неё освобождён
При купле-продаже квартиры или любой другой недвижимости госпошлину платит покупатель — именно к нему переходит право собственности, за регистрацию которого и взимается плата. Если покупателей несколько (долевая собственность), сумма пошлины делится на всех поровну, а если среди них есть тот, кто от оплаты освобождён, общий размер платежа уменьшается на его долю (остальные уплачивают свою часть суммы).
Льготы по оплате государственной пошлины установлены законом и распространяются на следующие категории граждан (если они предоставили подтверждающие документы):
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие военнопленные и узники фашистских концлагерей;
- малоимущие — при регистрации прав и сделок с объектом недвижимости.
Фото: Drazen Zigic
Выводы
Фактически обязанность по уплате госпошлины за регистрацию права собственности на квартиру распространяется почти на всех покупателей и является обязательным условием. Хоть сумма и сравнительно небольшая, не забудьте включить этот платёж в список предстоящих расходов, если планируете покупку жилья. Оплатить госпошлину можно любым удобным для вас способом, юридически и технически все они равносильны.