Чек-лист: что обсудить с дизайнером интерьеров перед началом работ над квартирой вашей мечты

Проект интерьера мечты — дело чертовски трудоёмкое. Конечно, если вы решитесь включить в работу профессионального дизайнера, то это заметно упростит задачу и снимет с вас кучу головной боли. Но даже в этом случае подходить к делу надо с максимальной готовностью. Мы составили список вопросов, которые надо первым делом обсудить с дизайнером интерьеров, чтобы наладить контакт и получить в итоге идеальный проект, который полностью повторяет квартиру вашей мечты. Помогла нам в этом дизайнер Светлана Зилева.

Шаг 1: определить фронт работ 

Перед началом стройки заказчик должен чётко понимать, что он ожидает получить от дизайнера. Но какие задачи вообще может выполнять дизайнер?

Вариант первый: базовый. Дизайнер производит обмер помещения и разрабатывает планировочное решение. На этом его работа заканчивается.

Вариант второй: комфортный. Дизайнер разрабатывает планировочное решение, затем создаёт коллажи по помещениям и на основе полученных эскизов работает над реалистичной 3D-визуализацией.

Вариант третий: полное сопровождение. Дизайнер разрабатывает планировочное решение, создаёт визуализацию и готовит все необходимые чертежи для строителей (планы электрики, полов, потолков, развёртки помещений с раскладкой плитки и так далее).

После того, как заказчик выбрал подходящий ему вариант работы, необходимо ответить на следующий вопрос — кто будет заниматься закупкой материалов? Сам заказчик? Или и здесь помощь дизайнера будет необходима? Всё это надо решить «на берегу».

Шаг 2: понять зоны ответственности

Заказчик должен быть готов к тому, что дизайнер не отвечает за качество ремонта. Дизайнер отвечает за многие аспекты стройки, но за то, как строителе это всё воплотят в жизнь, он ответственность не несёт. Увы, заказчики часто ожидают, что дизайнер должен следить и за этим.

Представим такую ситуацию. Дизайнер указывает в чертежах, в каких местах должны быть розетки и в каком количестве, но какие именно для этого должны быть подведены провода и как для этого должен быть собран электрощиток, знает строительная компания, с которой у заказчика заключён договор.

Это касается и всех черновых материалов, которые будут невидимы после отделки. У каждой строительной компании свои отработанные технологии. Такие работы каждая компания выполняет по-своему, и дизайнер попросту не может (да и не должен) владеть всем набором технических навыков, чтобы контролировать качество исполнения.

Шаг 3: определить горизонты возможного

Важно, чтобы перед началом стройки заказчик чётко понимал свой бюджет. Часто до начала ремонта люди плохо представляют себе, сколько стоит мебель, сантехника, строительные материалы. Заказчики думают, что стройка обойдётся гораздо дешевле.

Если закупкой материалов для всего проекта занимается дизайнер, то заказчик полагается на его мнение и понимает, что тот подберёт проверенные компании, с которыми успешно работал на других проектах. Не во всех случаях материалы в компаниях, которые советует дизайнер, будут дешевле, чем, например, просто где-то в интернете. Но сами товары и поставщики в таком случае будут проверенными.

Из-за большого объёма закупок в одном месте у дизайнера есть дополнительные скидки для заказчиков. В таком случае дизайнер действительно сможет предоставить выгодные цены — надо только учитывать, что не все поставщики готовы делать специальные предложения, и не рассчитывать на это как на «обязательную фичу».

Дизайнер, в первую очередь, поможет заказчику сэкономить время и силы на закупке материалов. Если клиент предпочтёт похожие материалы, но по более низкой цене, то такие закупки он будет делать на свой страх и риск.

Шаг 4: познакомиться лично

Собственная, особенно первая квартира — мечта любого, и каждый из нас очень трепетно относится к тому, как эта мечта будет выглядеть.

Заказчики часто боятся, что дизайнер сделает не то, что они себе представляют. Вдруг дизайнер чего-то не поймёт и будет гнуть свою линию? Или заказчик потратит колоссальную сумму на ремонт, а жить в этом доме будет некомфортно?

Таких страхов очень много. Из-за этого не все дизайнеры готовы работать над интерьерами квартир: работать со страхами клиентов иногда бывает очень психологически трудно, когда эти переживания переходят какой-то разумный предел. Лучше взяться за оформление интерьера кафе или офиса, ведь там задача простая — сделать хорошо и быстро, чтобы можно было как можно скорее на этом бизнесе начать зарабатывать. При работе над жилым интерьером можно на одну планировку потратить два месяца, потому что заказчик наверняка захочет увидеть все возможные десять вариантов и на 100% убедиться в том, что лучше выбранного ему уже не получить.

Если дизайнер всё-таки взялся за проект, первый шаг — встреча с заказчиком. И именно на ней обычно можно понять, сможете ли вы сработаться. Если общий язык не находится, работу не стоит продолжать, так как вы забуксуете уже на стадии планировки. Это надо понимать всем сторонам-участникам.

Любой ремонт длится от полугода до года. Под конец работы заказчик будет знать всё о дизайнере, а дизайнер — о заказчике. Вплоть до того, как он чистит зубы по утрам: ведь дизайнеру предстоит организовать его пространство в ванной комнате. Всем сторонам надо быть стрессоустойчивыми и не ругаться из-за каждой мелочи. Поэтому первая встреча и то, получается ли у заказчика и дизайнера найти общий язык, в этом процессе могут сработать как лакмусовая бумажка.

Шаг 5: узнать всё

Перед началом работ с профессиональным дизайнером все заказчики заполняют большой опросник — там примерно 100 вопросов. Они касаются метража квартиры, бытовой техники (что должно быть на кухне?), жильцов (кто будет жить в квартире, есть ли дети?) и других важных деталей. Есть ли предметы, которые обязательно надо расположить в квартире? Например, рояль, доставшийся от бабушки, сувениры из путешествий? Необходимо увидеть всё заранее, чтобы грамотно вписать в интерьер, и понимать все вводные проекта.

Переговоры могут затянуться, если заказчик и дизайнер не найдут общий язык. Поиск правильного планировочного решения не должен превышать двух-трёх недель. Если этот срок затягивается по вине заказчика, то создание самого дизайн-проекта (картинки и чертежи) может растянуться на полгода и более, что будет мучительно и невыгодно для обеих сторон. В таком случае лучше сразу закончить сотрудничество и не ждать, что что-то «наладится» — а искать специалиста, с которым вы сразу сойдётесь и поймёте друг друга.

Шаг 6: определиться со вкусовыми предпочтениями

Заказчики традиционно делятся на две категории. Представители первой группы чётко знают, чего хотят. Например, классику или современный стиль. Но уровень концентрации этой классики, как и понятие о том, что такое «современный интерьер», у всех разные. Поэтому перед началом работы над проектом я прошу заказчиков прислать две-три картинки с изображением примерного интерьера, который они хотят увидеть. После этого я разрабатываю планировку квартиры и утверждаю её с заказчиком. Затем, понимая стилистику будущего жилья благодаря полученным картинкам, я вожу покупателей по магазинам. Во время этой прогулки многие «узнают» мебель своей мечты. Начинают такой скаутинг традиционно с кухни.

Вторая категория заказчиков — те, кто совершенно не знает, чего хочет. Часто у них возникают проблемы с планированием бюджета. Они могут даже не предполагать, что сколько стоит, и, вполне возможно, у них нет бюджета на то, что они на самом деле хотят. В таком случае надо смотреть на самого заказчика и его образ жизни — в первую очередь, на финансовое положение.

У каждого финансового сегмента есть свои стилистические предпочтения. Владельцы элитного жилья чаще выбирают классику, представители среднего бизнеса — модные интерьеры, которые находятся на пике популярности. Эти люди много путешествуют, много видели, и часто выбирают ваби-саби или какие-то тайские мотивы, если подолгу живут в Таиланде. Владельцы среднего и малого бизнеса любят минималистичный стиль — сейчас это серые или белые стены и кирпич. Спрос на него пока держится и никуда не уходит, меняется только цвет самого кирпича.

Шаг 7: угадать смену стилей и полюбить бабушкину мебель

Закон смены стилей вечен: какая-то идея или стилистическое решение сначала приходит в дорогие интерьеры, потом спускается в более бюджетные ценовые сегменты. Если раньше стилистические направления сменялись раз в десять лет, то теперь — раз в пять. Пять лет назад все хотели белый кирпич, сейчас — цветной, но и он уже почти всем надоел. Сейчас все постепенно устают от белого и начинают смотреть в сторону тёплых оттенков. Задача дизайнера — следить за сменой трендов и рассказать об этом движении заказчику, чтобы попробовать сделать интерьер, который не устареет через несколько лет.

Конечно, в вопросе смены стилей большую роль играет география заказчика. Территория нашей страны огромна — здесь живут разные народы со своими традициями. Эти особенности отражаются и на предпочтениях в стиле жилья. Например, в Санкт-Петербурге очень любят классику, так как там потрясающий старый жилищный фонд, который активно реставрируют и восстанавливают. В Питере много очень сложных и необычных планировок, разноуровневых квартир с самыми необычными окнами и помещениями. Классику вообще часто выбирают в российских городах, она всегда в самом ходу. 

В крупных городах России предъявляют повышенное внимание к качеству. Требования к ремонтам в них гораздо выше, чем в Европе. Жители России любят новую мебель и до сих пор скептически относятся к антиквариату, старым вещам, считая их «бабушкиной мебелью». А зря — у неё есть большой творческий потенциал, который, как я надеюсь, скоро начнет пользоваться всё большей популярностью.

Фото: Ryan Ancill (Unsplash), Sven Mieke (Unsplash), Christina @ wocintechchat.com (Unsplash)

Опрос доступен в полной версии сайта.